Характеристики конфликтной ситуации | Вес характеристики (частота упоминания) |
Участники конфликта | 1.0 |
а) ролевые характеристики | 0.87 |
Б) социально – демографические данные (пол, семейное положение, возраст) | 0.69 |
В) Психологические характеристики | 0.51 |
Происходящие события | 1.0 |
А) «Завязка» конфликта- события и действия Участников с началом противодействия | 0.96 |
Б) Развитие конфликтного взаимодействия: | |
-серия последовательных действий | 0.89 |
-аффективные переживания и проявления участников | 0.43 |
Результат, «исход» конфликта | 0.89 |
А)совершенные действия | 0.67 |
Б) изменение отношений | 0.42 |
В) психологические последствия | 0.27 |
Место действия | 0.75 |
А) социальный контекст | 0.61 |
Б) физический контекст | 0.60 |
Время действия | 0.19 |
контекст представлен либо лицами, оказывающимися косвенными невольными участниками ситуации (к ним обращаются, они оказываются свидетелями), либо ней окружения на происходящие события (отношение коллектива, других родственников и т. д.).
Время действия обычно специально не отмечается, но может косвенно указывается, если оно как-то связано с происходящим («по случаю 8 марта в детском саду устраивали концерты для родителей»).
Результат конфликта, его «исход» (в подавляющем большинстве случаев приводи в конце перечня характеристик) описывается а) в виде совершенных в результате конфликтной ситуации действий ее участников («в результате учительница перешла на работу в другую школу»); б) в виде последствий для взаимоотношения участников («с тех пор их отношения носят сугубо официальный характер»); в виде психологических последствий для одного или обоих участников конфликта («медсестра долго переживала эту ситуацию», «из-за этого конфликта авторитет водителя в коллективе снизился»). С точки зрения тех, кто описывал ситуацию, конфликт должен иметь какой-то «конец»: в случае незавершённости конфликтной ситуации это, как правило, отмечается специально («этот конфликт так рем и не кончился», «конфликт не был завершен»).
Из этих основных характеристик конфликта и состоит, по результатам проведенного исследования, его прототип. Перечень характеристик конфликта приведен
Рис. 5-1. Пример типовой модели этнической ситуации в памяти (ван Дейк, 1989)
в табл. 5-1 с указанием удельного веса каждой характеристики, определявшегося на основе частоты ее появления в общем перечне.
Подтверждением полученного нами результата явилось его сходство с анализом структуры этнической конфликтной ситуации, предпринятым Т. ван Дейком. Его анализ конкретных текстов, рассказов о событиях показал, что в них в качестве инвариантных присутствуют такие элементы социальных ситуаций, как Время, Место, Окружение, Условия. Участники (в различных ролях), События или Действия с их возможной оценкой (ван Дейк, 1989). Ван Дейк иллюстрирует представление о типовой модели конфликта на примере анализа этнической ситуации в виде следующей структуры (рис. 5-1). Специфической особенностью моделей этнических ситуаций, по мнению автора, является присутствие такого структурного параметра, как оппозиция «Мы — Они» (или «свой — чужой»), которая, в свою очереди определяет оценку ситуации, «точку зрения» ее участников, (Ван Дейк в качестве примера приводит начало одного из рассказов своих респондентов: «Нам надо было встать рано утром, а те готовы были веселиться хоть всю ночь») Модель, представленная на рисунке, отражает такую «пристрастную» информацию: Мы — «положительные, вежливые, всегда помогающие, терпимые»; Они — «иностранцы» — «отрицательные, опасные, доставляющие беспокойство и т. д.»; Мы — «положительное действие», Они — «отрицательное действие» и т. д.
Таким образом, основные элементы конфликта и в оценке специалистов, и в оценке «простого человека» во многом совпадают — это участники конфликта, его ком текст (внешняя ситуация), «начало» конфликта (исходное событие), процесс конфликтного взаимодействия и его исход (результат).