Предисловие. Философия и методология науки

А. Б. Демидов

Философия и методология науки

Курс лекций

Витебск

Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова»


УДК 167(075.8)+168(075.8)

ББК 87.24я73

Д 30

Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». Протокол № 4 от 12.04.2006 г.

Автор: доцент кафедры философии УО «ВГУ им. П. М. Машерова» кандидат философских наук А. Б. Демидов

Рецензент: доктор философских наук, профессор М. А. Слемнев

Демидов А. Б. Философия и методология науки: Курс лекций / А. Б. Демидов. — Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006. — 94 с.

Структура и содержание этого учебного пособия основаны на программе кандидатского экзамена по философии и методологии науки, утвержденной ВАК РБ 30 декабря 2004 г. В нем изложены вопросы, выходящие за пределы стандартного курса философии для студентов и способные вызвать наибольшие трудности при подготовке к экзамену. Пособие адресуется аспирантам, соискателям и магистрантам.

УДК 167(075.8)+168(075.8)

ББК 87.24я73

ISBN 985-425-627-8

© Демидов А. Б., 2006

© УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2006


Предисловие

Вместо ставшего привычным за многие годы кандидатского минимума по философии аспиранты и соискатели теперь сдают экзамен по курсу «Философия и методология науки». Содержание этого курса определено программой, которая утверждена приказом Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь от 30 декабря 2004 г.

В новой программе кандидатского экзамена сохраняется некоторая доля традиционной тематики вузовского курса философии. Этот факт несколько облегчает задачу аспирантам и соискателям, успешно усвоившим вузовский курс. Вместе с тем, новая программа требует существенного обновления и пополнения запасов знаний, относящихся к области философии, истории и методологии науки.

Новизна, сложность и объемность материала, который надлежит усвоить, потребует напряжения интеллекта и воли. Но эти усилия, в конечном счете, должны оправдаться: по меньшей мере, они позволят аспирантам и соискателям яснее осознать, что, собственно, представляет собой наука, ее призвание и дело. Курс «Философия и методология науки» должен в какой-то мере помочь молодым людям в том, чтобы они шли в науку, как говорится, «с открытыми глазами», с пониманием идеалов и целей, методов и средств, этоса и духа науки.

Предлагаемое учебное пособие разработано в процессе чтения лекций аспирантам Витебского государственного университета. Его содержание охватывает вопросы, выходящие за пределы стандартного курса философии для студентов. Очевидно, именно эти вопросы могут вызвать наибольшие трудности у аспирантов, если не снабдить их четкими указаниями и учебными материалами.

Автор стремился создать информационно насыщенный, сжатый текст в стиле, близком к справочно-энциклопедическому: максимум информации при минимуме объема. Разумеется, такой стиль не придает пособию увлекательности и занимательности, но он больше соответствует прагматическим задачам тех, кто готовится к экзамену. Пожалуй, на экзамене должны оцениваться, прежде всего, знания, а не красноречие, хотя это не означает, что экзаменуемый обязан соблюдать справочно-сухой стиль речи в своем ответе: если речь достаточно содержательна, то изящество формы вряд ли ей повредит.

Структура и содержание этого пособия основаны на программе-минимуме по философии ВАК РБ и адаптированы к списку вопросов кандидатского экзамена. Текст книги содержит 37 параграфов, распределенных по девяти разделам.

В первом разделе дается начальное общее понятие о науке и о философии науки, рассматривается специфика научного познания и роль науки

в жизни общества и личности. Второй раздел посвящен истории науки, этапам формирования научной рациональности, особенностям современного состояния науки и соотношению науки с паранаукой, эзотерикой и девиантной наукой. В третьем разделе рассматривается структура научного познания, включающая эмпирический и теоретический уровни, а также динамика научного познания, формы развития науки и природа научной революции. В четвертом разделе отображены общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования, особенности языка науки. В пятом разделе охарактеризовано методологическое значение основных законов и категорий диалектики для научного познания. В шестом разделе представлены социокультурные аспекты науки, ценности и нормы научного сообщества. Седьмой и восьмой разделы посвящены философским проблемам и специфике основных ветвей науки — естествознания и техники, с одной стороны, и социально-гуманитарных наук, с другой стороны. В девятом, заключительном раделе в центре внимания находятся актуальные темы современности и будущности: философия «эпохи постмодерна», футурология, глобализация, проблемы техногенной цивилизации и информационного общества. Книга завершается списком использованной и рекомендуемой литературы.

Поблагодарить хотелось бы, прежде всего, слушателей, чье пристальное внимание, проявленное к моим лекциям, прочитанным весной 2006 года, стимулировало мою писательскую и лекторскую активность.

А. Демидов



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: