а) По сферам существования: деловые, семейные, имущественные, бытовые и др. Если дело касается конфликтов между подчиненными и начальниками, то наиболее типичны внутри этой группы конфликтов:
· конфликты между менеджерским персоналом и подчиненными по поводу способов управления и выполнения функциональных обязанностей – вертикальные конфликты;
· конфликты между персоналом в связи с принятием новых членов, распределением работ, оплатой труда и т.д. – горизонтальные конфликты;
· конфликты между самими управленцами при определении целей, способов и направлений совместной деятельности.
б) По своему эффекту и функциональным последствиям: конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные). Обычно, в конфликтных ситуациях, есть и то и другое;
в) По критерию реальности или истинности – ложности, согласно Мортону Дойчу выделяются:
? «подлинный» конфликт, который существует объективно и воспринимается адекватно;
? «случайный» или «условный» конфликт, зависящий от легко изменяемых обстоятельств;
|
|
? «смещенный» конфликт – когда на виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, который и лежит в основе явного конфликта;
? «неверно приписанный» конфликт – между сторонами, ошибочно понявшими друг друга и неверно истолковывающими проблему;
? «латентный» (скрытый) конфликт, который дожжен был бы произойти, но который не состоялся, поскольку он не осознается сторонами;
? «ложный» конфликт – когда объективные причин для конфликта нет, и конфликт возникает только с силу ошибок восприятия и истолкововывания.
Одним из приемов разрешения межличностных конфликтов является прием «Я-высказывания»:
Если ты ведешь себя (Х) – я чувствую себя (Y) – поэтому, я хотел бы (Z)
или, другими словами: Событие – Реакция – Желаемый исход.
Техники, позволяющие сгладить напряженность в межличностных отношениях
Техника | Что дает |
Внимательное слушание, стремление установить и поддержать контакт | Успокаивает, настраивает на собеседника |
Уважительное отношение, доброжелательность, терпимость, самоконтроль | Создает обстановку согласия |
Отвлечение или переключение внимания в случаях повышенной эмоциональности | Снижает напряжение |
Уменьшение социальной дистанции | Подчеркивает равенство сторон |
Обращение к фактам, тестирование реальностью | Создает уверенность в выполнении договоренностей |
Обращение за советом, обещание помощи | Показывает готовность к конструктивному взаимодействию |