Как для любого другого взаимодействия между людьми, для конфликта характерно определенное нормативное регулирование. Это позволяет сделать конфликтную ситуацию более стабильной, управляемой. Используют следующие нормы: нравственные, религиозные, нормы права, правила общежития.
Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам. К основным формам разрешения конфликта относятся:
– разрешение – совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к противодействию;
– урегулирование – устранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны;
– затухание – временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений;
– устранение – такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта;
– перерастание в другой конфликт – в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.
|
|
Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами могут быть: устранение одной или обеих сторон, приостановка конфликта, победа одной из сторон, деление объекта конфликта, отказ обеих сторон от посягательства на данный объект и др.
Выделяют следующие условия успешного разрешения конфликтов: прекращение конфликтного взаимодействия; поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения оппонентов; снижение интенсивности негативных эмоций; перестать видеть в оппонентах врага; уменьшить негативные эмоции противоположной стороны; объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта; учет статусов друг друга; выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей конкретной ситуации.
Факторы разрешения конфликтов: время; участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов); своевременность; равновесие сил; уровень культуры; единство ценностей; наличие опыта решения конфликтов; характер отношений.
Разрешение конфликтов – сложный процесс, включающий несколько этапов: анализ и оценка конфликтной ситуации; прогноз вариантов и способов разрешения конфликта; выработка критериев разрешения конфликта; действия по реализации намеченного плана, его необходимая коррекция; контроль эффективности собственных действий; анализ достигнутых результатов.
Выделяют 5 основных стратегий разрешения конфликта.
Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения. Данная стратегия ущербна для решения проблем, так как не дает оппоненту возможность реализовать свои интересы.
|
|
Оправдана в случаях:
– явной конструктивности предлагаемого решения;
– выгодности результата для всей группы, организации, а не для отдельной личности, микрогруппы;
– отсутствия времени на уговоры оппонента;
– в экстремальных и принципиальных ситуациях;
– при высокой вероятности опасных последствий.
Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными.
Эффективен в случаях:
– понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
– наличия взаимоисключающих интересов;
– угрозы потерять все.
Приспособление – вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций.
Целесообразен в случаях:
– осознания своей неправоты;
– необходимости сохранения хороших отношений с оппонентом;
– незначительности проблемы;
– угрозы серьезных негативных последствий;
– отсутствия шансов на другой исход;
– давление третьей стороны.
Уход от решения проблемы.
Применяется:
– при отсутствии сил и времени для решения противоречия;
– стремлении выиграть время;
– нежелании решать проблему вообще.
Сотрудничество предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.
Эффективно в случаях:
– сильной взаимозависимости оппонентов;
– склонности обоих игнорировать различие во власти;
– важности решения для обеих сторон;
– непредубежденности участников.
Тема 15. Переговоры как способ разрешения конфликта (общая характеристика переговоров; стратегии ведения переговоров; динамика переговоров; тактические приемы ведения переговоров).
Одним из оптимальных способов завершения конфликта являются переговоры.
Основные задачи переговоров.
-достижение реальных результатов – главная задача переговоров (выраженная в письменном решении, которое должно быть четким, определенным, недвусмысленным);
- быть готовым и осуществить необходимое изменение своих первоначальных позиций, корректировка предложений, готовность пойти на уступки, компромисс;
- эмоциональная поддержка, позитивный психологический климат, настроение, человеческие взаимоотношения в ходе переговоров, предпосылки дальнейших конфликтов.
Для успешного проведения переговоров необходимо:
- тщательно анализировать суть конфликта, этот анализ может быть представлен в виде карты анализа конфликта, где указываются участники, спорные вопросы, интересы, потребности сторон, которые оказались ущемлены и привели к конфликту;
- используя метод прогноза, предположить те спорные вопросы, которые могут возникнуть в ходе переговоров;
- четко представить свои силы и силы сторон, формулировка возможных решений;
- направление взаимоотношений с партнерами, которые могут быть использованы в дальнейшем.
Основные фазы переговоров
1. Подготовительная фаза.
2. Изложение каждой стороной в ходе переговоров своей позиции с опорой на факты. Допустима критика другой стороны (опираясь на факты).
3. Фаза поиска интегрального решения (дискуссии) – сближение позиций. Допустимо оказывать давление на партнера.
4. Финальная фаза – принятие решений или признание провала (неудачи переговоров).
Основные принципы ведения переговоров:
- нужно учитывать, что конфликт – явление комплексное (социальное и психологическое), поэтому разрешен он может быть в ходе переговоров тоже только комплексом средств;
|
|
- проблема, вызвавшая конфликт, должна быть глубоко и всесторонне продумана, и только на основе этого анализа должна быть выработана линия поведения на переговорах;
- помогать, а не мешать друг другу в достижении решений (применить гибкость, устойчивость);
- учитывать не сиюминутные, а долговременные интересы сторон;
- тщательно продумывать весь ход переговоров, даже если они зашли в тупик.
Медиация - это процесс урегулирования спора между двумя конфликтующими сторонами с участием третьей нейтральной стороны. Являясь альтернативой судебной процедуре и другим силовым способам разбирательства, медиация обладает целым рядом преимуществ, самым главным из которых является то, что разрешение спора достигается путем принятия сторонами решения на добровольной и равноправной основе, одинаково устраивающего все заинтересованные стороны так, чтобы интересы всех участников спора могли бы быть удовлетворены.
Тема 16. Посредническая деятельность в завершении конфликтов (термин «третья сторона», формы участия третьей стороны: суд, арбитраж, посредничество; условия целесообразности применения, выбор посредника; модели посреднической деятельности: фасилитаторство; консультационное посредничество; посредничество с элементами арбитража; оценка эффективности посреднической деятельности).
В тех ситуациях, когда возможности односторонних действий участников конфликта практически исчерпаны или цена продолжения конфликта становится слишком высокой, у оппонентов остается шанс решить проблему путем переговоров. Однако не всегда ситуация складывается таким образом, что страны готовы вести прямые переговоры. В этом случае выход может быть найден через привлечение к взаимодействию нейтральной третьей стороны. Ее участие целесообразно и тогда, когда прямые переговоры между конфликтующими сторонами зашли в тупик.