Способы управления конфликтами разных уровней характеризуются как сходством, так и определенными различиями.
Наиболее специфичны способы управления внутриличностными конфликтами, поскольку в этом случае отсутствует вторая сторона.
Наиболее эффективный способ борьбы с фрустрацией — это умение ставить перед собой и решать пусть трудные, но реалистичные задачи, а в случае неудачи — менять цели без ущерба для собственной психики.При этом следует научиться избегать описанных выше непродуктивных форм реакции на фрустрацию.
Ролевой внутриличностный конфликт снимается путем установления приоритетов и иерархии ролей личности. Прояснение ожиданий других людей в отношении исполняемой человеком роли позволяет устранить проблемы, связанные с неопределенностью ролей.
Средством управления конфликтом, обусловленным диалектикой цели, является постановка промежуточных задач, решение которых позволяет человеку постоянно ощущать продвижение к крупной цели. Здесь важную роль играет планирование времени.
Общий подход к управлению конфликтом, в котором участвуют две стороны, может быть описан с помощью схемы, показанной на рисунке 5.
При наличии противоречий
Путь |
одностороннее разрешение противоречий |
совместное решение преодолеть противоречия |
Подход к конфликту |
Т |
одержать победу |
не оказывать сопротивления |
игнорировать противоречия |
урегулировать в рамках правовых норм |
обсудить проблему (политическое урегулирование; переговорный подход) |
Процеду постороь |
Метод |
борьба |
капитуляция |
бездействие |
обращение в суд, арбитраж |
переговоры, посредничество |
Процедур третьей с |
вооруженная борьба |
невооруженное принуждение (политическими, экономическими методами) |
мирное урегулирование |
Рисунок 5 - Типология путей разрешения противоречий в конфликте
Наиболее эффективным способом управления межличностным конфликтом является так называемый переговорный подход, основанный на совершенствовании коммуникативных навыков и техники ведения переговоров.
При межгрупповых и отчасти организационных конфликтах эффективными являются методы управления конфликтами с участием третьей стороны. Эти методы многообразны и показаны на рисунке 6.
|
Различия между этими методами состоят, прежде всего, в степени воздействия третьей стороны на процесс принятия решения и его результат.
Так, фасилитаторство предполагает, что третья сторона обеспечивает лишь процесс взаимодействия конфликтующих сторон, но не отвечает за результат.
При посредничестве третью сторону, т.е. посредника, специально приглашают для того, чтобы помочь сторонам договориться, и для этого можно, например, прибегать к закрытым обсуждениям с представителями сторон.
Не обязывающий арбитраж — это моделирование арбитража, правда менее формализованное, для проведения которого приглашается опытный арбитр (как правило, отошедший от дел); в его задачу входит объяснение сторонам того, что вероятнее всего произойдет, если они обратятся в арбитражный суд.
Чем более формальной оказывается процедура урегулирования конфликта, тем больше времени и средств она требует. Именно поэтому в США в области урегулирования организационных конфликтов и конфликтов между организациями, в том числе многосторонних, получили широкое развитие так называемые альтернативные методы разрешения конфликтов (АРК), альтернативные именно по отношению к судебным процедурам. В качестве примера одного из методов АРК приведем так называемое «мини-слушание».
Мини-слушание — это не судебное разбирательство. Здесь нет судьи, нет длинных процедур. Решения принимаются непосредственно менеджерами, которые имеют управленческие навыки и зачастую знакомы с техникой проведения слушания, а не третьей стороной, например, судьей. Фактически, мини-слушание представляет собой определенный порядок урегулирования споров на переговорах. Стороны добровольно участвуют в процедуре мини-слушания и могут в любой момент выйти из нее, если пожелают. Мини-слушание считается успешным, если достигнуто взаимное соглашение.
Вот как выглядит мини-слушание.
• Две или более организации, вовлеченные в конфликт, должны согласиться принять участие в мини-слушании вместо обращения в суд или в любое другое юридическое учреждение.
• Каждая из участвующих сторон должна назначить менеджера высшего звена, который будет представлять организацию и имеет полномочия принимать определенные обязательства от ее имени. Идеально, если этот менеджер не принимал ранее участия в данном конфликте.
• Затем представители администраций и их адвокаты совместно готовят «договор» о мини-слушании. Поскольку мини-слушание призвано помочь представителям сторон принять решение, они должны определить, что должно произойти до и во время мини-слушания.
• Адвокаты сторон занимаются подготовкой вопроса, определяя, как они будут защищать позиции своих организаций. Однако в этой подготовке есть одна особенность — адвокаты знают, что у них будет всего несколько часов, в крайнем случае несколько дней, на представление дела.
• Обычно в договоре записывается, что обе стороны готовят краткий письменный документ, в котором излагают свои доводы. В определенные договором сроки стороны обмениваются этими документами, чтобы представители администраций могли ознакомиться с ними до начала слушания.
• В заранее согласованный день адвокаты участвующих организаций излагают свои доводы перед представителями администраций. Может быть также предусмотрено время для вопросов и ответов после каждой презентации.
• На многих мини-слушаниях представителям администраций помогает беспристрастный нейтральный советник. Его участие, однако, не обязательно. Если такой советник привлекается, то он может выполнять различные роли в зависимости от того что от него ожидают представители администраций. Нейтральный советник может выполнять ролъ председательствующего во время презентаций на мини-слушании или давать советы по юридическим или специальным вопросам. Очень часто нейтральными советниками на таких слушаниях выступают бывшие судьи или профессора права, которые могут обсуждать доказательства, показавшиеся им наиболее значительными с точки зрения закона. В других случаях нейтральными советниками могут быть технические эксперты, специалисты в области, связанной с предметом спора, которые знают обычную инженерную практику или могут высказать рекомендации по специальным вопросам. Любые предложения нейтрального советника имеют исключительно рекомендательный характер. Решения принимаются представителями администраций после того, как закончатся формальные презентации на мини-слушании.
• После того, как закончены презентации и получены ответы на вопросы, представители администраций переходят в другую комнату и уже без участия своего персонала пытаются разрешить спорный вопрос. Никого не принуждают заключать соглашение. Однако соглашения почти всегда достигаются, что позволяет эффективно разрешать конфликты.
• Результаты мини-слушания тщательно протоколируются, как и любое другое достигнутое на переговорах соглашение, чтобы их можно было представить любому заинтересованному лицу, которое захочет проверить справедливость данного соглашения.
• Договор о мини-слушании включает также положение, согласно которому ни одно из высказываний участников, сделанное ими во время слушания, не может быть использовано против них в суде, если на мини-слушании не будет достигнуто соглашение. Это значит, что сделанные в неформальной атмосфере уступки не могут позже быть востребованы на суде.
Таким образом, мини-слушание — это процесс: • добровольный, • быстрый, • не связанный с судебными процедурами, • неформальный, • конфиденциальный.
Критерии, по которым можно судить о целесообразности применения конкретных методов АРК, отражены в табл. 2.
Таким образом, у руководителя организации имеется широкий спектр средств управления конфликтами, порожденными взаимодействием с внешней средой. Главное — уметь выбрать адекватный метод и правильно им воспользоваться.
Таблица 2 - Критерии выбора методов АРК
Метод/Ситуационные факторы | Фасили-таторство | Посред-ничество | Перего-воры | Мини-слушание | Необязы-вающий арбитраж | Установление партнерства |
Попытка предотвратить конфликт | ||||||
Технические и юридические ресурсы сбалансированы | ||||||
Технические и юридические ресурсы не сбалансированы | ||||||
Многосторонний конфликт | ||||||
Ключевые стороны находятся в антагонистических отношениях | ||||||
Необходимо быстро разрешить проблему | ||||||
Важно контролировать процесс | ||||||
Высшее руководство хочет уделить проблеме время |