Классификация ТНК

Все многообразие ТНК мира можно классифицировать по таким признакам, как: страна происхождения, отрасль деятельности, размер компании, уровень транснационализации. С практической точки зрения польза от классификации состоит в том, что с ее помощью можно более объективно оценить сильные и слабые стороны размещения определенных корпораций в принимающей стране.

Страну происхождения ТНК нетрудно определить по национальной принадлежности капитала в контрольном пакете акций. Обычно она совпадает со страной базирования головного офиса компании. У ТНК развитых стран — это капитал частных лиц, а у ТНК развивающихся стран в структуре капитала определенная (и возможно значительная) доля может принадлежать государству. Это объясняется тем, что первоначально они создавались на базе государственных предприятий или национализированной иностранной собственности. Их основной целью было создание прочной основы для развития промышленности и роста экономики страны.

Основной сфера деятельности ТНК определяет ее отраслевую направленность. По этому признаку различают: «сырьевые ТНК, корпорации, действующие в базовых и вторичных отраслях обрабатывающей промышленности, промышленные конгломераты. Отраслевая структура производства ТНК распределена таким образом: 60% материальных компаний заняты в сфере производства, 37% - в сфере услуг и 3% в добывающей промышленности и сельском хозяйстве»[1]. Четко выявлена тенденция увеличения инвестиций в сфере услуг и технологически интенсивном производстве. При этом заметно снижение доли инвестиций в сельском хозяйстве, добывающей промышленности и ресурсоемком производстве.

«По данным американского журнала «Fortune», главную роль среди 500 крупнейших ТНК мира играют четыре комплекса: электроника, нефтепереработка, химия и автомобилестроение. Их продажи составляют около 80% общей активности транснациональных корпораций и пятисот "грандов"»[2].

Однако не все ТНК имеют строго определенную специализацию. ТНК конгломератного типа вынуждены определять свою приоритетную отрасль для понимания куда направить наибольшее количество инвестиций, чтобы получить наибольшую прибыль. Ее называют отрасль «А»: ООН характеризует ее как имеющую «значительный объем зарубежных активов, наибольшее количество зарубежных продаж и наибольшее число занятых за рубежом. Для определения отрасли «А» существует «индекс транснационализации». Этот индекс рекомендован ЮНКТАД (орган Генеральной ассамблеи ООН). Он рассчитывается как среднеарифметическое значение трех показателей: доля (отношение) объемов зарубежных активов, продаж, количества занятых к общему объему активов, продаж и количеству занятых в данной отрасли конкретной ТНК. Это интегральный показатель, рассчитываемый в процентах. По его величине можно определить и сравнить активность ТНК за рубежом и на внутреннем рынке страны базирования. Как правило, чем выше индекс, тем более диверсифицирована деятельность ТНК за рубежом»[1].

Экономический смысл данного индекса состоит в том, чтобы получить понимание, какую роль выполняет рассматриваемая ТНК в мировой экономике. Будет немаловажным отметить, что между размером ТНК и показателем уровня транснационализации нет прямой корреляции. Более того, часто мелкие ТНК более транснациональны.

Еще один показатель рекомендуется ООН «для характеристики тенденции в изменении международной активности - это "индекс интернационализации". Он рассчитывается как отношение числа зарубежных филиалов ТНК к общему их количеству»[1].

Тенденции в изменении этих индексов позволяют оценить все возрастающую роль ТНК в мировой и национальной экономиках.

По масштабам деятельности все ТНК можно разделить на крупнейшие, крупные, средние и мелкие. Условным критерием этого разделения является размер зарубежных активов. «Подавляющее большинство в общем числе ТНК (свыше 90%) принадлежит средним и мелким корпорациям. По классификации ООН, к ним относятся компании, имеющие менее 500 сотрудников в стране проживания. В реальности существуют ТНК с общим количеством сотрудников менее 50 человек».[1] Такие ТНК отличаются своей способностью быстрее реагировать на изменяющиеся рыночные условия. Некоторые из них работают самостоятельно, а другие - в союзе с крупными корпорациями, образуя различного рода концерны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: