Реакция эмансипации почти не проявляется при благожелательном отношении к ребенку, на фоне спокойной семейной атмосферы. Подросток вроде бы не замечает всех перипетий семейной жизни.
На самом деле в не доступных для нас пространствах его души находится чувствительный барометр, фиксирующий характер семейных отношений. Конфликты, разлад и развод родителей подобны атомной бомбе, взорванной на глубине океана, когда до постороннего наблюдателя доходят еле уловимые толчки, в то время как внутренняя структура ребенка претерпевает сильнейшие разрушения.
В благополучных семьях подросток подчиняется установленному порядку жизни. Однако нарушение его частной жизни, попытка вторгнуться в его внутренний мир могут вызвать яростный протест подростка–шизоида.
Например, он может не позволять родителям входить в свою комнату без стука, трогать его вещи, не только контролировать его школьную жизнь и учебу, но даже осведомляться о ней.
ОБЩЕНИЕ
Общение со сверстниками перерастает в огромную проблему, которая, по–видимому, уже никогда не будет решена в соответствии с общепринятыми стандартами. Одиночество становится верным спутником шизоидного подростка.
|
|
Иногда общение происходит в узком кругу таких же необычных существ или принимает форму вынужденных, поверхностных контактов, скучных и досадных для подростка.
Это может быть и полная изоляция от группы сверстников, необычная одежда, обувь, шляпа, насмешка в отношении всего, чем живут его одногодки.
Если повезет, то радом окажется подросток–циклотимик, общительный и доброжелательный. Привлеченный ярким интеллектом шизоида, он втянет его в сверкающую вереницу своих похождений, как бы легализуя нестандартность шизоида, и волчья стая, слегка поворчав, примет этого парня. Однако его «неконформность не позволяет ни слиться с группой, ни подчиниться ей»(2).
Замкнутость шизоида, его отгороженность от сверстников бросается в глаза. Иногда одиночество даже не тяготит подростка–шизоида. Он «живет в своем мире со своими необычными для других интересами и увлечениями, относясь со снисходительным пренебрежением или явной неприязнью ко всему, что наполняет жизнь других подростков…
Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте — «не знаю, о чем говорить» — нередко побуждают к еще большему уходу в себя»(2).