Динамика речеобразования и понимания речи в раннем детском возрасте

Если понимать под речью передачу любой информации посредством вокализации (голоса), то можно без преувеличения сказать, что ребенок начинает «говорить» с момента своего рождения. Естественно, что первый крик младенца представляет собой безусловный, врожденный рефлекс, который весьма важен для осуществления первого вдоха. Такие же безусловные рефлексы доминируют и в первые недели и месяцы жизни. На протяжении первых нескольких месяцев ребенок посредством голоса может лишь информировать окружающих о своих отрицательных, а позднее и положительных эмоциях.

Достаточно условно в раннем детстве различают три периода начального речеобразования. Первый – от 0 до 3 месяцев – период ранней детской вокализации. Это наименее изученный период, но некоторые исследователи записывают на магнитофон и подвергают спектральному анализу звуки ранней вокализации, начиная с нахождения младенца в родильном доме, и пытаются проследить основные закономерности формирования «речи» в этом возрасте. Интересная особенность данного периода состоит в том, что по своему фонематическому составу ранняя детская вокализация значительно бол разнообразна, чем в последующие возрастные периоды, в ней встречаются фонемы, которых нет ни в одном из известных языков. К концу этого периода – приблизительно 3 месяцам – многие из этих фонем появляются реже и, наконец, совсем исчезают.

Второй период – от 3 до6 месяцев – это период, когда ребенок начинает гулить, то есть издает вполне определенные гласные звуки. В это же время, так же как на этапе ранней вокализации, еще отсутствует языковая специфичность. Другими словами, все младенцы, независимо от языковой принадлежности, гулят одинаково.

Третий период – от 6 до 9-10 месяцев – характеризуется тем, что ребенок начинает лепетать, то есть «конструирует» слогоподобные комплексы, как правило, двусложные, состоящие из согласной и гласной фонемы: [ma:], [pa:], [bu;], [da;]. Число «лишних» фонем в этом возрасте прогрессивно уменьшается, и фонематический набор («пространство фонем) начинает приближаться к таковому у взрослого человека.

Интересно отметить, что три упомянутых периода проходят все дети, независимо от языковой принадлежности 9 и даже глухонемые с рождения) приблизительно одинаково, что свидетельствует о потенциальной, врожденной, генетической способности овладения речью. Однако в этом возрасте ребенку необходима обратная связь со стороны окружающих. Если такой связи нет, то дальше развитие речи просто не идет, и дети не переходят на следующий уровень. Кроме того, именно в этом периоде начинает формироваться языковая специфичность речи, то есть оформляется пространство фонем, свойственных именно данному языку.

С возрастом 10-12 месяцев начинается новый этап речеобразования и понимания речи – этап освоения словом. Следует отметить, что две стороны процесса – речеобразования, с одной стороны, восприятие и понимание речи – с другой – протекают синхронно и практически неотделимы друг от друга.

В процессе овладения словом ребенок раньше всего усваивает конкретные понятия (обозначения отдельных предметов), чуть позднее – отношения действия (глаголы), прилагательные, определения и т.д. В последнюю очередь ребенок овладевает обобщениями, отвлеченными понятиями, абстракциями. Этап овладения словом наиболее интенсивно продолжается 2,5-3 лет. В это же время начинается постепенное овладение грамматическими конструкциями языка.

Интересно, что психологическая периодизация овладения языком идет в той же последовательности и совпадает во времени с созреванием определенных отделов мозга: в начале это проекционные зоны коры и моторная область, позднее – ассоциативные отделы. Известно, что в онтогенезе правое полушарие мозга, ответственное за интонационный слух, созревает несколько раньше левого. Именно с созреванием правого полушария связан тот факт, что дети достаточно рано овладевают интонацией языка и, даже неправильно произнося некоторые слова, правильно делают ударения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: