Тема 1.1. Основные стороны бытия науки

Дать определение науки достаточно сложно. Имеется много подходов к определению науки. Один из этих подходов связан с истолкованием науки как вида деятельности (духовной деятельности), но этого недостаточно. Наука – это ещё сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка знаний о действительности, а так же один из видов познания, в ходе которого формируется система научных понятий о явлениях и законах природы и общества, она способна служить теоретической основой для практического преобразования природы и общества в интересах человечества.

Наука – не результат любознательности отдельных людей, а практическая деятельность всего человечества, подчиненная целям развития общества.

Научная деятельность отличается от просто деятельности по определенным параметрам. Для науки определяющей целью является получение нового знания о реальности, и они должны соответствовать реальности, то есть быть истинными. Знание может быть научным и не научным. Понятие истинно неадекватно понятию научно, так знание может быть истинным, но не научным. Научное знание тается посредством особых научных методов (эмпирических и теоретических). Применение научных методов позволяет правильно отображать объективные законы природы и общества.

Функции науки:

Социальные

– Культурно – мировоззренческая.

– Функция непосредственной производительной силы.

– Функция социальной силы.

Последняя функция предполагает, что методы науки и ее данные используются ля разработки масштабных планов социального и экономического развития. Проявляется при решении глобальных проблем современности. В этой функции науки затрагивает социальное управление. Некоторые исследователи водили проектно-конструктивную функцию науки, т.к. она предваряет фазу реального практического преобразования и является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска.

Общие

– Описательная

– Объяснение

– Предсказание явлений действительности на основе открываемых наукой законов.

Критерий научности:

· Системность (совокупность элементов подчиненных определенному правилу). Основные элементы науки: факты, закономерности, законы, теории, и научная картина мира.

· Обоснованность и доказательность (т. е. знание должно быть активным).

Важнейшими способам обоснования эмпирического знания является многократные проверки (осуществляемые наблюдениями и экспериментами), обращением к первоисточникам статистическим знаниям осуществляемые учеными независимо друг от друга. При обосновании теоретических концепций обязательными требованиями, которые им предъявляются это непротиворечивость, соответствие эмпирическим данным. Возможность описывать известные явления и предсказывать новые.

· Рациональность (опора только на разум, логическое мышление).

Вся совокупность предъявляемых к науке требований даёт возможность извлечь все субъективное связанное со спецификой самого ученого и его мировоззрения. Наука не носит личностный характер (т.к. были случаи, что одни и те же открытия были сделаны разными людьми). Наукой занимаются специально подготовленные люди. Для получения научных знаний необходима разработка различных методов наблюдения, экспериментов, а также многообразных средств, при помощи которых они осуществляются. Наука – это не только результат исследования, но само исследование. Взаимности от объекта исследования науки можно разделить на социогуманитарные, астрономические, науки о самом мышлении, математика, технические науки.

В свою каждую из них можно разделить на отдельные науки. Науку также делят на фундаментальную и прикладную науку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: