Использует принцип «от простого к сложному…». В основу классификации положил формы движения материи.
Механическая – физическая – химическая – биологическая – социальная.
Каждой из этих форм соответствует своя наука.
Вильгельм Дильтей.
Дальнейшие шаги предприняты В. Дильтеем. Один из первых отделил науки о духе и науки о природе «Введение в науки о духе» расположил их по предмету: предмет наук о природе составляют внешние науки по отношению к человеку явления. Науки о духе погружены в анализ человеческих отношений.
Во-первых ученых интересует наблюдение внешних объектов как данных естественных наук, а потом внутренние переживания. Здесь наши представления о мире окрашиваются нашими эмоциями, «а природа молчит словно чужая». Обращение к переживанию есть является единственным основанием науки о духе.
Жизнь и переживание объективируются в институтах государства, церкви, юриспруденции. Чтобы постигнуть жизнь науки о духе должны выходить из методов понимания. Это непосредственное постижение некоторой духовной целостности, это проникновение в духовный мир автора текста неразрывно связано с реконструкцией культурного контекста.
В науках о природе применяется метод объяснения, раскрытия сущности, его законов на пути восхождения от частного к общему.
Методологической основой всего гумм. Познания считал герменевтику (толкование, понимание текстов, культуры).
Науки о духе отличается от наук о природе по предмету.
Вильгельм Виндельбанд.
Он делит науки научные дисциплины на номотетические (естественные науки) и идеографические (исторические науки).
Идеографический метод описывает индивидуальность, неповторимость ситуации и процесса.
Номотетические фиксируют общие, повторяющееся свойство изученных объектов, абстрагируются от несущественных свойств.