Чувственное и рациональное познание. В процессе познания мира достаточно четко просматриваются две стороны – чувственная и рациональная

В процессе познания мира достаточно четко просматриваются две стороны – чувственная и рациональная. При этом под чувственным познанием понимается непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы, а также ее обработка и хранение в виде наглядных образов. Рациональное познание интерпретируется как познание на основе абстрактно-логического мышления в сумме с обработкой и хранением информации в знаково-символической форме. Различию чувственного и рационального познания соответствует различие визуального и вербального мышления.

Нельзя забывать о том, что любая познавательная процедура всегда начинается с чувственного познания и только затем переходит на стадию рационального познания, поскольку вообще работа мышления опирается на некие совокупности эмпирических переживаний и без них разум не может функционировать в своем качестве.

Существует три основные формы чувственного познания.

1) Ощущение. В данном случае речь идет об отражении одного параметра или фрагмента исследуемого объекта посредством какого-то одного органа чувств человека (например, может быть зрительное, слуховое или тактильное ощущение). Ощущение – это своего рода субъективный образ объективного мира, т. е. этот образ объективен по содержанию, он адекватно отражает свойства объекта, но при этом он субъективен по форме и зависит от особенностей физиологии органов чувств человека, физиологии его высшей нервной деятельности и даже от его жизненного опыта.

2) Восприятие. Здесь подразумевается более сложная, чем ощущение, форма чувственного познания, а именно целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны и свойства этого объекта, т. е. образ, полученный в результате совместной деятельности всех органов чувств и соответствующих отделов головного мозга.

3) Представление. Данная форма чувственного познания связана с сохранением целостного образа объекта вне контакта с ним, воспроизведением собственно восприятия по памяти. В представлении вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания. При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая огромное значение в процессе творчества, какой является воображение, т. е. способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности. В определенном смысле представление занимает промежуточное положение между чувственным познанием и рациональным мышлением.

В историческом аспекте формы организации чувственного познания можно соотнести с этапами эволюции психики. Например, у простейших животных, которые уже способны воспринимать воздействия и строить по ним свое поведение, психика носит сенсорный характер, т. е. они воспринимают только отдельные воздействия. Следующий этап эволюции психики – перцептивная психика, способность создать обобщенный образ объекта на основании нескольких чувственных данных (к примеру, собака знает хозяина по виду, голосу, запаху). Следующая стадия, на которой появляется способность устанавливать не биотические связи и решать двухфазные, составные задачи, обозначается как «ручной интеллект». Способность же к дальнейшему обобщению и, соответственно, к более гибкому переносу знаний с одной ситуации на другую связана уже с переходом в сферу рационального познания.

Выделяют три основные формы рационального познания.

1) Понятие. Здесь речь идет о такой форме мышления, в которой отображаются и диалектически синтезируются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.Понятия обычно обозначаются словом или группой слов. Различают обыденные и научные понятия. Понятия – это итог работы мысли и одновременно средства мышления. Все понятия могут быть поделены на классы. В зависимости от взаимосвязи с видом или родом объектов существуют видовые или родовые понятия. В зависимости от количества обобщаемых объектов выделяются общие и единичные понятия. И, наконец, в зависимости от характера собственно отображения можно говорить о конкретных и абстрактных понятиях.

2) Суждение. Под «суждением» подразумевается форма мысли, устанавливающая связь понятий, утверждающая или отрицающая что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, отношений и связей и имеющая при этом свойство быть либо истинной, либо ложной. Суждение, как правило, выражается в форме предложения. При этом связь понятий в суждении должна соответствовать связи вещей. Существуют различные виды суждений. По качеству отображаемых объектов суждения делятся на утвердительные и отрицательные. По количеству обобщаемых объектов суждения делятся на единичные, частные и общие. По характеру связи объектов и их свойств суждения делятся на условные, разделительные и категорические. И, наконец, по степени существенности для объекта отображаемого свойства выделяют суждения возможности (проблематические), действительности (ассерторические) и необходимости (аподиктические).

3) Умозаключение. Данная форма рационального познания связана с таким движением мысли, при котором из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием. Умозаключения делятся на два основных класса: индуктивные, представляющие собой выведение общего положения из ряда частных фактов, и дедуктивные, при которых из некоторого общего положения выводятся частные, менее общие положения.

В современной теории познания считается, что чувственное и рациональное познание представляют собой не два этапа или уровня познавательной деятельности, а взаимопроникающие способы обработки информации. Чувственный опыт человека изначально организуется и направляется разумом. Как писал в свое время знаменитый немецкий философ Г. В. Ф. Гегель: «Людям кажется, что они говорят только то, что видят; но это неверно, они бессознательно преобразуют увиденное с помощью понятий». Верно при этом и обратное утверждение: для самых абстрактных теорий человек стремится создать некие наглядные репрезентации.

Таким образом, эффективность интеллектуальной деятельности в целом зависит от способности познающего субъекта задействовать и чувственное, и рациональное познание, найти способ их объединения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: