Методы теоретического исследования

Мысленный эксперимент — метод исследования, основанный на комбинации образов, материальная реализация которой невозможна.

Идеализация — метод исследования, состоящий в мысленном кон­струировании представления об объекте путем исключения усло­вия, необходимого для его реального существования.

Формализация — метод исследования, в основе которого лежит создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной обла­сти, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности про­текающих в ней процессов путем операций со знаками.

Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (ак­сиомы или постулаты), из которых все остальные положения выво­дятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетико-дедуктивный метод — способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выво­дятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.

Математическая/гипотеза — метод исследования, основанный на экстраполяции определенной математической структуры (системы уравнений, математических формализмов) с изученной области яв­лений на неизученную.

Восхождение от абстрактного к конкретному — метод иссле­дования, основанный на выявлении исходной абстракции, воспроиз­водящей основное противоречие изучаемого объекта, в процессе тео­ретического разрешения которого выявляются более конкретные про­тиворечия, ассимилирующие более обширный эмпирический материал, в результате чего строится конкретно-всеобщее понятие исследуемого объекта.

Метод единства исторического и логического — метод исследо­вания, в основе которого лежит общая установка на взаимосвязан­ное изучение исторической эволюции объекта и построение логи­чески обоснованной системы понятий, которая направляет истори­ческий анализ и в свою очередь корректируется его данными.

Дефиниции методов, охватываемых изложенной классификацией, внешне представляют эти методы в виде совокупностей определен­ных познавательных действий. Но метод, как подчеркивалось ранее, это все же не сами познавательные действия, а нечто более высокое по отношению к ним, а именно, знание о содержании, последователь­ности и основаниях познавательных действий. Спецификой этого знания определяются место и роль метода в научном познании, т.е. его гносеологический статус.

Особый гносеологический статус методу как знанию о содержа­нии, последовательности и основаниях познавательных действий придают основные функции этого знания. Во-первых, выполняемая им регулятивная функция. Это знание должно, как минимум, обес­печивать их целенаправленность, т.е. регулировать содержание и направленность познавательных действий исследователя таким об­разом, чтобы выполняя их, он достиг намеченной цели (решил про­блему в целом или какую-то частную задачу; нашел ответ на один из вопросов; накопил исходную информацию и т.д.). Во-вторых, осо­бый гносеологический статус научного метода определяет его реф­лексивная функция, раскрывающая основания предлагаемого в ме­тоде образа действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: