Джеймс Дж. Гибсон (1904—1979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей

1. Процессы восприятия, как и все другие функции орга­низма, складываются в процессе эволюции и зависят от спо­собов жизнедеятельности и условий обитания животного.

2. Вся необходимая информация о глубине, удаленности, перемещении объектов содержится в изменении ретинальных изображений, которых достаточно для их непосредст­венного восприятия и которые не требуют последующей когнитивной обработки.

• Восприятие следует описывать как взаимодействия живо­го организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых жи­вым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологиче­ских величинах и закономерностях.

3. Восприятие обусловлено определенными структур­но-динамическими связями и отношениями между сенсор­ными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сен­сорными стимулами, обеспечивающими восприятие про­странственного расположения, глубины, удаленности, пере­мещения объектов, выступают:

• градиенты изменений структуры фона и текстуры поверх­ностей с увеличением расстояний;

• изменение градиентов текстуры и структуры динамиче­ской перспективы изображения на сетчатке во время пере­мещения наблюдателя;

• изменение пространственных отношений между объекта­ми при их движении или при перемещении субъекта.

Теория потенциальных возможностей. Элеонора Гибсон

4. Восприятие - это процесс активного извлечения и на­копления субъектом сведений о заложенных возможностях потенциального использования предметов и явлений в ре­шении разнообразных жизненных задач.

• Объекты не строятся из сенсорных качеств, они восприни­маются субъектом как разнообразные возможности и огра­ничения, исходно располагающиеся в окружающей среде.

• Воспринимаемые потенциальные возможности среды зависят от текущих потребностей субъекта, а также от его опыта и наличного знания о назначении и способах ис­пользования конкретных предметов и явлений.

Деятельностный подход к анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов

А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта

1. В чем заключается различие между сенсорными и перцеп­тивными процессами? Чем результаты сенсорных процессов - ощущения - отличаются от результатов перцептивных про­цессов - предметных образов?

В отличие от сенсорных данных («чувственной ткани», сенсорного потока ощущений) процессы восприятия и их

16*

результаты характеризуются рядом специфических призна­ков (критериев).

• Отнесенность результатов перцептивных процессов к предметным ситуациям и предметам во внешнем мире (предметность, предметная отнесенность).

• Механизмы восприятия и их результаты (образы) являют­ся продуктами процессов научения, которые возникают во взаимодействиях живого организма с внешней предмет­ной средой.

2. Что выступает в качестве основных причин формирова­ния перцептивных механизмов?

Перцептивные процессы детерминируются потребностя­ми, мотивами и задачами деятельности. Поэтому исходные формы организации процессов восприятия следует искать в практических действиях (взаимодействиях) живого организ­ма с предметной средой, а не в нервной системе.

• Механизмы восприятия исходно формируются во внеш­них предметно-практических действиях, в которых на основе организации развернутых в реальном пространстве и времени (сукцессивных) ориентировочно-исследовательских операций порождается и развивается образ окружающего мира на основе активного «уподобления» движений органов чувств предметному окружению.

• По мере своего формирования образ, в свою очередь, на­чинает во многом предопределять протекание действий и ориентировать их в процессе реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: