Метод наблюдения. Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией

Наблюдение – это целенаправленное восприятие определенных явлений с фиксацией. Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объ-екта. Социально-психологические исследования связаны с наблюдением. Наблюдение как составная часть эксперимента используется очень часто (жесты, мимика и т.п.). Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов на-блюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда-либо невозможно, либо непозво-лительно вмешиваться в естественное течение процесса.

К признакам научного наблюдения относят:

1. Наблюдение должно быть направлено в большей мере на социально существенные области.

2. Наблюдение должно проводиться организовано и систематизировано (необходимо создать максимально организованное наблюдение, обо все договориться заранее).

3. Наблюдение требует максимально широкого сбора сведений (необходимо записывать дополнительно поступающую информацию).

4. Результаты должны четко фиксироваться и легко поддаваться воспроизведению.

5. Субъективная независимость при выборе охватываемого явления.

6. Выделяют субъективную независимость при интерпретации результатов.

Преимущества метода наблюдения:

• Непосредственность. Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксиро-вать акты поведения.

• Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определѐнным задачам, предметам и т. д., позволяет охватить поведение групп (может быть использовано при анализе группы как целого).

• Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблю-даемых субъектов.

• Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по не-скольким параметрам - например, вербального и невербального поведения. Недостатки наблюдения:

• Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

• На результаты наблюдения могут повлиять субъективные факторы: - настроение наблюдателя, - социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, - ожидания наблюдателя (гипотеза может быть губительна), - предубеждение наблюдателя, - удержание комплексности наблюдаемых ситуаций, - эффект первого впечатления, - усталость наблюдателя и наблюдаемого, - ошибки в оценках, - «эффект снисходительности» - преувеличено положительная оценка. - ошибка усреднения (боязнь крайних суждений) – избегание крайностей, придержива-ние середины, - ошибка контрастности – отрицание наблюдателем при оценке других людей наличие черт характера, наблюдаемых у себя.

• Наблюдение носит однократный характер. Однократность наблюдаемых обстоя-тельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единич-ных наблюдаемых фактов.

• Невозможность избежать предшествующих встреч наблюдаемого и наблюдателя.

• Необходимость классифицировать результаты наблюдения.

• Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

• Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

• Сложность соблюдения операционной валидности. При помощи наблюдения можно исследовать:

• Поведение в труде – наблюдение за условиями и факторами, способствующими и пре-пятствующими производственному процессу.

• Социальные явления (реакции на успех и неудачу в социальном поведении).

• Условия среды (ученическая группа, семья, и другие коллективы).

Методология наблюдения:

1. Должно быть определено приемлемое место и выбрано правильное время, определе-но число наблюдаемых на одного наблюдателя, критерии наблюдения.

2. Все показатели должны быть зафиксированы и систематизированы. Не допускается наличие двойных трактовок.

По факторам среды наблюдения выделяют:

1. Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку из-вестно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследовате-ля с субъектом, причѐм наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и со-циального статуса наблюдателя. Однако, бывают случаи, когда в силу специфики исследова-ния наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюде-ния. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы, и после исследова-ния, если это возможно, многие психологи стараются раскрыть истинные сведения касатель-но своих изысканий, в том числе и относительно сделанных выводов. Недостатком является влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматри-ваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Нередко по этой причине необходимо делать несколько наблюдений.

2. Неосознанное внутренне наблюдение. При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым объектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится еѐ частью (например, когда психолог внедряется в девиантную группу и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о еѐ деятельности). Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя. Дан-ная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах до-пустимости еѐ применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путѐм обмана или сокрытия правды. Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

3. Неосознанное внешнее наблюдение. При неосознанном внешнем наблюдении наблю-даемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведѐт свои на-блюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблю-датель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой, или ис-пользуется видеокамера). Недостатки: не всегда можно удержать наблюдаемых в поле зре-ния; наблюдатель не может повлиять на непредвиденные события.

4. Наблюдение окружающей среды. При такой форме наблюдения исследователь изуча-ет условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение и состояние. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов. Недостатки: необходимость длительного наблюдения (требует большой временной затраты); многомерность среды, необходимость проверки на устойчи-вость этих факторов во времени; все важные факторы выделить невозможно – необходима проверка на разных выборках.

3.6 Метод моделирования Метод моделирования - опосредованное исследование, при котором изучается не сам интересующий исследователя объект, а некоторая созданная модель, считающаяся посред-ником между объектом и исследователем. Психологическое моделирование - воссоздание в лабораторных условиях психической деятельности для исследования ее структуры. Осуще-ствляется при помощи предоставления испытуемому различных средств, которые могут включаться в структуру деятельности. В качестве таких средств используются различные тренажеры, макеты, схемы, карты, видеоматериал. Это метод воссоздания некоторой ситуа-ции, создание модели. Модель представляет собой объект исследования в упрощенном виде.

Выделяют три вида моделирования:

1. Моделирование ситуации (сюда можно отнести все эксперименты).

2. Мысленный эксперимент (как вам кажется, как вы поведете себя в той или иной си-туации).

3. Математическая модель – структурное образование, которое вкладывается в неко-торую математическую модель. Сначала делается предположение о свойствах объектов, по-сле чего оно перепроверяется в эмпирических исследованиях. Пример: Эксперимент на депривацию – системное неудовлетворение потребностей че-ловека (во времена войны в концлагерях). Предполагалось, что депривация будет накапли-ваться в сознании, и, дойдя до определенной точки, наступает ее вытеснение. После чего эта модель проверялась на людях (любая депривация будет работать подобным образом).

2.7 Психодиагностические методы Психодиагностика - область психологической науки, разрабатывающая методы выяв-ления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Психодиагно-стические методы включают в себя:

1. Объективные тесты – те методики, в которых возможно правильное выполнение за-даний (тесты способностей, интеллекта). Это практически все тесты психических процессов.

2 Стандартизированные самоотчеты. Все они построены на использовании вербаль-ных способностей испытуемого, а так же мышлении, воображении и памяти. Требуют доста-точно развитых вербальных способностей, анализа, памяти (не работают на маленьких де-тях). Начинают работать примерно с 5-6 класса. Включают в себя: 2.1. Тесты-опросники. Предполагают набор пунктов, вопросов или утверждений, отно-сительно которых испытуемый выносит суждение. Бывают 2-3-4х альтернативные. 2.2. Открытые опросники. Предполагают последующий контент-анализ. Особенности – отсутствие стандартных ответов, стандартизация обработки путем отнесения ответов к стан-дартным категориям. 2.3. Шкальные техники. Предполагают оценку тех или иных объектов по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно дается 5-7 альтернативный выбор. Подразновид-ность шкальных техник: 2.3.1 Особый вид шкалирования – субъективная идентификация, которая предполагает создание субъективной структуры на уровне шкалы наименований. Человек должен сам на-звать те или иные свои характеристики (выбирать, например, между я аккуратный и я возбу-жденный). 2.3.2 Индивидуально-ориентированные техники. Часто напоминают беседу или интер-вью. От классических шкальных техник отличаются тем, что параметры не задаются извне, а выделяются на основе ответов испытуемых. В отличие от интервью, возможна статистиче-ская обработка.

3. Проективные техники. Основаны на том, что недостаточно структурированный ма-териал, выступающий в качестве стимула при соответствующей организации, порождает процессы проекции. Исследовательское применение подразумевает применение контент-аналитических процедур.

4. Диалогические (интерактивные) техники. Они могут быть: 4.1 Вербальными: интервью, беседа. 4.2 Невербальными: диагностическая игра с ребенком (диагностика любых свойств ре-бенка – пример, три желания, что хотело бы несуществующее животное).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: