Праксиметрический метод

Праксиметрический метод исследования в психологии- это метод, заключающийся в изучении продуктов деятельности субъектов. Продуктами деятельности могут выступать дневниковые записи, архивные материалы, художественные тексты и т. д. Праксиметриче-ский метод известен так же, как «анализ продуктов деятельности», «архивное исследование» или «архивный метод». Последние два термина равнозначны и используются в англоязычной научной литературе. Праксиметрический метод используется для проверки гипотез при по-мощи ранее полученной информации, собранной с какой-либо другой целью или входящей в общедоступную базу данных. Праксиметрический метод часто используется в качестве од-ного из методов в более крупных исследовательских проектах. Праксиметрический метод широко применяется в следующих дисциплинах:

• Историческая психология

• Антропопсихология

• Психология личности

• Психология творчества

• Клиническая психология и др. Для психологии творчества данный метод считается одним из основных. В клинической психологии он применяется при анализе текстов, рисунков и поделок, созданных больными. Примером образцового применения праксиметрического метода в нейропсихологии можно назвать исследование А. Р. Лурии, основанное на изучении и интерпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенѐсшего травму коры левого полушария головного мозга. Архивные исследования можно рассматривать в качестве эффективного способа ис-пользования информации об имевших место в прошлом событиях в случае, когда психологу необходимо проверять гипотезы при отсутствии возможности непосредственного управле-ния переменными.

Преимущества архивных исследований

•В современных условиях доступны огромные объѐмы информации, обеспечивающие почти неисчерпаемые возможности для исследования (библиотеки, всевозможные базы дан-ных, Интернет).

• Архивные исследования могут согласовываться с результатами лабораторных иссле-дований, тем самым, увеличивая внешнюю валидность.

•Так как архивная информация уже зафиксирована, она не «смутится» и не попытается «предстать в лучшем свете» перед исследователем.

Недостатки архивных исследований

• В имеющихся данных важная информация может отсутствовать или же не обладать должной репрезентативностью.

• При отборе информации легко можно ошибиться и отобрать информацию, только подтверждающую выдвинутую гипотезу.

• При анализе данных при условии избыточного объѐма информации можно интерпре-тировать информацию сквозь призму определѐнных ожиданий.

3.9 Метод контент-анализа Контент-ан(от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания - стандартная методика исследования в области общественных наук, имеющая своим предме-том анализ содержания текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонден-ции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации и выяв-ления числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систе-матизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. Выделяют два основных ти-па контент-анализа: количественный и качественный. Качественный контент-анализ (также именуется содержательным) основывается на ис-следовании слов, тем и сообщений, сосредоточивая внимание исследователя на содержании сообщения. Таким образом, собираясь подвергнуть анализу выбранные элементы, нужно уметь предвидеть их смысл и определять каждый возможный результат наблюдения в соот-ветствии с ожиданиями исследователя. В количественном контент-анализе исследователя интересует не столько что говорится, сколько как говорится. Например, может ставиться задача выяснить, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время опреде-ленной избирательной кампании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: