Структура введения к исследованию (общая характеристика работы)

1. Актуальность исследования определяется несколькими факторами: - Необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; - Потребностью в новых данных; - Потребностью в новых методах; - Потребностью практики. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную про-блему нужно в настоящее время изучать.

2. Объект исследования - это люди, процессы или явления, порождающее проблемную ситуацию (напр.: в педагогической психологии: учащиеся первого класса; воспитанники школ-интернатов; система взаимоотношений между учащимися и педагогами и т.д.)

3. Предмет исследования - это то, что находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и от-ношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отноше-ний в конкретной области психологического объекта, в которой вычленяется проблема, тре-бующая решения) (напр.: психическая адаптация учащихся первого класса к школьным тре-бованиям; специфика представлений о семейной жизни у учащихся школ-интернатов; роль психологической установки восприятия в оценке учебных достижений школьника и т.д.) 4.Цель исследования: - это желаемый конечный результат исследования. Наиболее ти-пичны следующие цели: - Определение характеристики явлений, не изученных ранее, малоизученных, противо-речиво изученных; - Выявление взаимосвязи явлений; - Изучение динамики явлений; - Описание нового эффекта, явления; - Открытие новой природы явлений; - Обобщение, выявление общих закономерностей; - Создание классификаций, типологий; - Создание методики; - Адаптация методик.

5. Гипотеза - предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя считать вполне доказанным.

6. Задачи исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответст-вии с выдвинутой гипотезой. Постановка задач основывается на дроблении цели исследова-ния на подцепи. В работе может быть поставлено несколько задач.

7.Основные методы исследования - перечисляются методы, с помощью которых прово-дилось исследование (см. тему 3).

8. Этапы исследования - указываются основные периоды работы исследователя.

9. Структура исследования - исследователь указывает количество глав, таблиц, иссле-дуемых источников, приложений.

10. Научная новизна - что сделано из того, что другими не было исследовано, какие ре-зультаты получены впервые.

11. Теоретическая значимость - на какую область психологии могут оказать влияние полученные теоретические выводы, каковы перспективы прикладных работ и т.д..

12. Практическая значимость - определяется влиянием полученных рекомендаций, предложений, решением практических вопросов. Ниже более подробно даются рекомендации по выбору предмета, объекта исследования и построению гипотезы. В этих вопросах у начинающего исследования проявляются наи-большие затруднения.

4.3 Выбор предмета объекта исследования В.И.Тютюнник предлагает предмет исследования определять до выбора объекта ис-следования. (определение предмета и объекта исследования см. тему 2 п. 2.3) По В.И. Тютюннику, предмет изучения ограничивает исследователя определенными рамками, которые фиксируют его внимание на определенных параметрах изучаемого объек-та. Определившись в предмете исследования, исследователь сможет найти такой объект, в котором данная сторона представлена наиболее отчетливо.

Выбор и обоснование предмета исследования должны отвечать следующим требовани-ям:

1.Предмет исследования должен обладать относительной самостоятельностью, допус-кающей критический анализ гипотезы.

2.Предмет исследования не должен допускать неопределенности в познавательных за-дачах, так как его выбор задает исходные условия для экспериментального и теоретического изучения проблемы.

3.Выбор и обоснование предмета исследования предполагают разработку контролируе-мого исследователем перехода от эмпирического способа изучения к теоретическому и на-оборот. 4.Результаты, полученные на конкретных предметах исследованиях, переносятся на весь класс объектов, образующих данную предметную область. Поскольку объект психологического изучения – это чаще всего конкретные люди, то в характеристику объекта включаются все сведения о нем: в каком состоянии находится чело-век (здоров, болен, сохранен или нарушен у него интеллект и др.); в каких условиях он нахо-дится, в каком окружении; возраст; пол и т.д. Подробная характеристика объекта исследова-ния- человека или социальной группы - как правило, включается в исследование.

Пример выбора предмета и объекта исследования (канд.диссертация Т.В.Угловой). Тема исследования:Формирование толерантного отношения к другому у студентов. Объект исследования: Студенты, как субъекты толерантного (интолерантного) отноше-ния к другому. Предмет исследования – формирование толерантного отношения к другому у студентов посредством специально организованного тренинга


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: