ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ
(КУРС ЛЕКЦИЙ)
Ростов-на-Дону
Учебно-методическое пособие по курсу "Ощущения и восприятие" разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначено для студентов очной и заочной форм обучения факультета психологии РГУ по специальности 020400 - Психология.
Учебно-методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на заседании кафедры психологии развития факультета психологии РГУ (Протокол № 3 от 5 октября 2006 г.).
Автор - кандидат психологических наук, доцент Терёхин В.А.
Рецензент - доктор психологических наук, профессор Скрипкина Т.П.
КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ
ЛЕКЦИЯ 1. Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности
Ощущения и восприятие как процессы непосредственно чувственного отражения действительности могут быть рассмотрены только в контексте проблемы развития психики в целом.
С точки зрения философии вопрос зарождения психики коренится в вопросах: Что первично? Что есть объект отражения? Что есть субъект? Что такое отражение вообще? Основные направления философии - материализм и идеализм. Идеализм и все школы идеализма приводили систему аргументации, которая доказывала, что первичен сам субъект, отраженный объект - вторичен. Материализм утверждает обратное. Компромиссные решения этой проблемы находят другие школы.
|
|
Существует целый ряд учений, предлагающих принципиальное решение проблемы возникновения психики:
1. Антропопсихизм – Психика существует только у человека.
2. Панпсихизм - Всеобщее одушевление. Процесс отражения
един как в живой, так и в неживой материи.
3. Биопсихизм - Как только появляется раздражимость у живого
существа - уже можно говорить о психике.
4. Нейропсихизм - Психика появляется только там и тогда, где
есть нервная система и аналог мозга.
Отечественная психология придерживается материалистической идеи о том, что психика – это такое свойство материи, которое возникает лишь на высших ступенях ее развития.
Наличие раздражимости у биологических объектов является одним из важнейших элементов отличия процессов отражения в живой и неживой природе. Раздражимость позволяет сохранять целостность живого организма в окружающей среде. По мере эволюционного усложнения биологических систем раздражимость преобразуется в чувствительность, в дифференцированные ощущения и восприятие. Появляется психика. Изменяется роль самого процесса отражения во взаимоотношениях с окружающей средой, от непосредственных реакций, связанных с поддержанием жизнедеятельности организма, к их опосредованию.
|
|
Ощущения возникают там, где есть органы чувств, где есть психика. Ощущения обеспечивают адекватное реагирование на раздражители, которые не являются в данный момент необходимыми. На этой основе сегодня проведена грань между раздражимостью и ощущениями. Ощущения присущи высшим животным и человеку, так как они обуславливаются не только безусловно-рефлекторными, но и условно-рефлекторными действиями. Возможно, ощущения схожи у человека и животных. Процесс ощущений обусловлен деятельностью коры головного мозга, уровнем его сложности. У человека существуют такие процессы, как мышление, память. У высших животных в акте ощущения включено так называемое интеллектуальное поведение. Уровень развития психики человека выше, чем уровень интеллектуального поведения животных. Человек обладает сознанием, что обеспечивает ему еще более высокий уровень отражения, который выступает в чувственной форме, т.е. в форме ощущений и восприятия.
ОЩУЩЕНИЕ - есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
ВОСПРИЯТИЕ - активный психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств, т.е. отражение образа в целом.
Долгое время считалось, что субъект отражения есть пассивное начало, и все воздействия на него есть не что иное, как запечатление в субъекте этих воздействий (рецепторные теории), более того, некоторые исследователи полагали, что человек реагирует не столько на специфические воздействия, сколько на специфические энергии органов чувств, которые и являются ощущениями (Й.Мюллер. Закон специфических энергий органов чувств).
Исследования И.М.Сеченова раскрыли важнейшую особенность психического отражения – его активный характер. Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь; таким образом, орган чувств является попеременно рецептором и эффектором. Ощущение и восприятие возникают в процессе рефлекторной деятельности.
С этой точки зрения, ощущения и восприятие являются процессами активными, что обуславливается сенсорной и моторной деятельностью. Это прослеживающие движения глаз, ориентация поворотом головы, микродвижения глаз, движение руки при осязании и т.д.
Многие авторы полагают, что генетически ощущения первичны, а восприятие вторично и представляет собой более высокую ступень. Но с точки зрения реально отражаемого мира, ощущения и восприятие переплетены в одно целое. Процесс ощущений так же включен в систему анализа и синтеза. Таким образом, оба процесса взаимно дополняют друг друга. Ощущения и восприятие, в отличие от других психических процессов, создают первичный образ, т.е. они работают тогда, когда на нас непосредственно действует раздражитель. Мы с помощью своих ощущений и восприятия создаем этот мир. Таким образом, мир объективно существует вне нас, но ощущается и воспринимается нами субъективно.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ
Аристотель выделял пять типов ощущений, в основе которых, по его мнению, 5 видов «внешних чувств»:
1. зрительные
2. слуховые
3. обонятельные
4. осязательные
5. вкусовые.
Э.Вебер расширил данную классификацию. Он предложил разделить осязание на:
- чувство прикосновения
- чувство веса
- температурное чувство
- чувство боли
- чувство равновесия
- чувство движения
- чувство внутренних органов,
|
|
объединив их под названием «общих ощущений».
Г.Гельмгольц делил ощущения по категориям модальности, фактически эта классификация – также расширение классификации Аристотеля. Поскольку модальности выделяются по соответствующим органам чувств, например, ощущения, связанные с глазом, относятся к зрительной модальности; ощущения, связанные со слухом – к слуховой модальности, и т.д. В современной модификации этой классификации используется дополнительное понятие субмодальности, например, в такой модальности, как кожное чувство, различают субмодальности: механические, температурные и болевые ощущения. Аналогично, внутри зрительной модальности выделяют субмодальности ахроматических и хроматических ощущений
В.Вундт считается родоначальникомклассификации ощущений на основе типа энергии адекватного раздражителя для соответствующих рецепторов:
1. физические (зрение, слух);
2. механические (осязание);
3. химические (вкус, обоняние).
Классификация ощущений И.П.Павлова также опирается на физико-химические характеристики раздражителей:
1. световые
2. звуковые
3. кожно-механические
4. запаховые и т.д.
Х.Хэд предложил генетический принцип классификации. Разделял:
· протопатическую чувствительность (низшую)
· эпикритическую чувствительность (высшую).
Под протопатическими ощущениямионподразумевал те наиболее древние формы ощущений, которые не носят дифференцированного характера. Эти ощущения неотделимы от эмоциональных состояний и не отражают с достаточной отчетливостью объективные предметы внешнего мира. Интероцептивные ощущения являются наиболее ярким примером протопатической чувствительности (например, боли в сердце).
Под эпикритическими ощущениями понимаются наиболее высокие (молодые) виды ощущений, они имеют дифференцированную структуру, отражают объективные предметы внешнего мира. Ярким примером таковых являются зрительные ощущения.
Исследования показали, что в работе всех органов чувств есть элементы как протопатической, так и эпикритической чувствительности, но в разных
|
|
соотношениях.
А.А.Ухтомский также применял генетический принцип классификации. Самой древней, по его мнению, и поэтому диффузной сигнализацией является кожно-болевая, и сопряженные с ней аффективные состояния страдания, страха и т.д. Более поздней по генезису, и весьма дифференцированной, является тактильная рецепция, которая является источником познания внутренних свойств объекта – упругости, плотности и т.д. Высшие реакции - слух, зрение. Развитие рецепции заключается в том, что сначала осязательная рецепция переходит в осязательно-зрительную, а затем - в чисто зрительную рецепцию.
Ч.Шеррингтон разработал классификацию, учитывающую место расположения рецептирующих поверхностей и выполняемую ими функцию:
1. Экстероцепция (внешняя поверхность):
а) контактная
б) дистантная.
2. Проприоцепция (рецепция в мышцах, связках и т.д.):
а) статическая
б) кинестетическая.
3. Интероцепция (рецепция внутренних органов).
Современные авторы используют дополненную классификацию Аристотеля, различая ощущения: прикосновения и давления, осязания, температурные, болевые, вкусовые, обонятельные, зрительные, слуховые, положения и движения (статические и кинестетические) и органические ощущения (голод, жажда, половые ощущения, болевые, ощущения внутренних органов и т.д.), структурируя ее классификацией Ч.Шеррингтона.
СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
ОЩУЩЕНИЕ - есть активный психический процесс частичного отражения предметов или явлений окружающего мира, а также внутренних состояний организма, в сознании человека при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
1. Качество - основная особенность ощущения, отличающая его от других ощущений и варьируемая в пределах данного ощущения (модальность).
2. Интенсивность - характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
3. Длительность - определяется временем действия раздражителя, его интенсивностью и функциональным состоянием рецептора.
4. Латентный период – скрытый период ощущения. Ощущения не возникают сразу. Время между началом действия раздражителя и появлением ощущения называется латентным периодом ощущения.
5. Инерция ощущения – сохранение ощущения при отсутствии раздражителя. Ощущения не исчезают сразу по окончании действия раздражителя. Время между окончанием действия раздражителя и исчезновением ощущения называется инерцией ощущения.
ИЗМЕРЕНИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
Чувствительность измеряется или определяется силой раздражителя, которая в данных условиях оказывается способной вызвать ощущение. Минимальной силой раздражителя, способной вызвать ощущение, определяется нижний абсолютный порог ощущения. Раздражители меньшей силы называются подпороговыми. Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность.
Е = 1/Р где Е - чувствительность, Р - пороговая величина раздражителя.
Величина абсолютного порога зависит от возраста, характера деятельности, функционального состояния организма, силы и длительности действующего раздражителя.
Верхний абсолютный порог ощущения – определяется максимальной силой раздражителя, вызывающей характерное для данной модальности ощущение. Существуют надпороговые раздражители. Они вызывают болевые ощущения и разрушение рецепторов анализаторов, на которые действует надпороговая стимуляция. Минимальное различие, вызывающее различные ощущения, между двумя раздражителями, лежащими в данной модальности, определяет разностный порог, или порог различения. Разностная чувствительность обратно пропорциональна порогу различения.
Закон Бугера-Вебера: ∆I / I = const
где ∆I - разностный порог, I - исходный раздражитель.
Отношение разностного порога к величине исходного раздражителя является величиной постоянной и называется относительным разностным или дифференциальным порогом. Величина, обратная дифференциальному порогу, называется дифференциальной чувствительностью. Исследования показали, что величина дифференциальной чувствительности не одинакова для различных модальностей.
Закон Фехнера: S = К lg i + С
где S - интенсивность ощущения, i - сила раздражителя, К,С - коэффициенты.
Интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы действующего раздражителя, то есть ощущение изменяется гораздо медленнее, чем растет сила раздражения.
Закон Фехнера получил в психологии название основного психофизического закона.
АДАПТАЦИЯ
Адаптация - приспособление организма к действиям окружающей среды благодаря изменению чувствительности под влиянием действующего раздражителя. Различают три вида адаптации:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе довольно продолжительного воздействия. В случае достаточно долгого
действия раздражителя ощущение имеет тенденцию к угасанию. Это
явление характерно практически для всех анализаторов, кроме зрительного. Для зрительного это возможно путем полной остановки глаза.
2. Адаптация как притупление ощущения под действием сильного раздражителя. Резкое снижение ощущения с последующим восстановлением - охранная адаптация.
3. Адаптация как повышение чувствительности под влиянием
слабого раздражителя (снижение порога).
1, 2 - негативные, 3 - позитивный виды адаптации.
Исследования этого феномена показали, что одни анализаторы адаптируются быстро (тактильные), другие - медленно (зрительные, обонятельные, вкусовые).
Биологическое значение адаптации заключается в том, что адаптация органов чувств помогает улавливать слабые раздражители и предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения и разрушения.
Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора при воздействии на него раздражителя. Явление адаптации объясняется и процессами, протекающими в центральных ядрах анализаторов. При длительном раздражении рецепторов кора отвечает охранным отражением, что и снижает чувствительность.
Развитие торможения иногда вызывает усиление возбуждения других очагов или соседних ядер анализатора, что может способствовать повышению чувствительности - явление последовательной взаимоиндукции.
ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНАЛИЗАТОРОВ
Слабые ощущения вызывают повышение, а сильные - понижение чувствительности анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности при взаимодействии анализаторов носит название сенсибилизации.
Физиологические механизмы, лежащие в основе сенсибилизации. - это процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где и представлены центральные отделы анализаторов. По Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует (распространяется). В результате иррадиации повышается чувствительность других анализаторов. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, вызывающий, наоборот, процесс концентрации, что приводит к торможению чувствительности других анализаторов.
Изменение чувствительности анализатора может быть вызвано и воздействием второсигнальных раздражителей. Например: изменение электрической проводимости глаз и языка в ответ на слова «кислый лимон», что в действительности и происходит при непосредственном воздействии сока лимона. Под влиянием сенсибилизации могут возникнуть межмодальные связи. Примером этому явлению может служить факт возникновения панического страха при воздействии звука низких частот. Это же явление подтверждается, когда человек чувствует воздействие радиации или чувствует взгляд в спину.
Синестезия - явление возникновения под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого (например: холодный свет, теплые цвета). Явление синестезии характеризует постоянную взаимосвязь анализаторных систем организма и целостность чувственного отражения мира.