Характеристика восприятия. Свойства и виды восприятия

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты. Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека во всей совокупности их свойств.В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимая, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем этот образ, дополняем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти имышления.

Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия — движения: движения глаза, рассматри­вающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д.

Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет.

В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе осуществления сестринских манипуляций есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

Свойства восприятия:

1. Предметность - отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Т.е., мы воспринимаем мир не в виде набора отдельных ощущений, а в форме предметов.

2. Целостность - особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств. Т.е., образ предмета мысленно достраивается до некоторой целостной формы, даже если детали предмета непосредственно в данный момент не воспринимаются. Восприятие всегда есть целостный образ предмета.

3. Константность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия. Это приобретенное свойство.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека. Например, люди, которые работают на высоте видят маленькие предметы в их натуральной величине.

4. Структурность – восприятие не просто сумма ощущений, а абстрагированная от этих ощущений структура. Например, мелодия – это не отдельные звуки, а особая последовательность звуков.

5. Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...).

6. Категориальность – восприятие носит обобщающий характер, где каждый предмет обозначается словом-понятием и относится к определенному классу.

7. Избирательность восприятия – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.

5. Виды нарушений восприятия.

 

Нарушения восприятия занимают важное место в клинической практике, поскольку они оказывают прямое влияние на поведение и переживания человека и могут изменять когнитивные функции и навыки.

1. Агнозии – затрудненность узнавания предметов, звуков. Агнозии связаны с нарушением процесса обобщения признаков в процессе конструирования целостного образа реальности. Они развиваются вследствие поражения коры головного мозга и подкорковых структур, зон зрительного, слухового, тактильного анализаторов. Агнозии носят длительный затяжной характер, длятся от нескольких недель до нескольких лет.

Разли­чают: 1) зрительные агнозии, проявляющиеся в том, что человек при сохранении остроты зрения не узнает предметы и их изображения; 2) тактильные агно­зии, проявляются в виде расстройств опознания предме­тов на ощупь — астереогнозия, или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении пред­ставления о схеме тела — соматоагнозия; 3) слуховые агнозии проявляются в нарушении способности разли­чать звуки речи или знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении слуха.

Например, у больных с органическими поражениями мозга явления агнозии состоят в выделении в предмете то одного признака, то другого, но узнать предмет, объединив все эти признаки, они не могут. Так, при исследовании больной предъявили картинку с изображением грабель, которую она описывает следующим образом: «Это щетка, может, половая, а может, и зубная. Но почему у нее такие редкие ворсинки? Нет, это не щетка. Может, это грабли? Но почему здесь грабли? Зачем? Не знаю, что это».

2. Иллюзии – это искаженные по внешнему виду или по смысловому содержанию восприятия реально существующих предметов и явлений. Конкретно существующий предмет или реальное явление воспринимается как совершенно иные предмет или явление: висящая на спинке стула одежда кажется человеком, притаившимся за стулом, звуки перемещаемых медицинских приборов в процедурном кабинете кажутся лязганьем оружия, прикосновение медицинского жгута при взятии крови для анализа воспринимается как змея, обвивающая руку.

По механизму возникновения выделяют физические (искаженное восприятие реально существующего предмета или явления, с полным осознанием этого искажения. Возникает за счет разной светопроницаемости сред, в которой находится воспринимаемый объект – воздух, вода; разной удаленности частей наблюдаемого объекта; различий в окраске, освящении, расположении среди других предметов); физиологические (искаженное восприятие реально существующего предмета или явления в результате особого состояния анализатора или изменения условий восприятия. Например, ощущения продолжающегося движения после остановки транспорта); психические (искаженное восприятие реально существующего объекта с неадекватным, не отвечающим действительности пониманием его истинной сущности. В основе лежат изменения сенсорного анализа и синтеза на уровне целостной оценки, понимания и осознавания).

Иллюзии могут наблюдаться у здоровых людей в состоянии тревожного ожидания, страха, утомления. Но такие явления кратковременны и тут же оцениваются критически. Наличие критической оценки – важный критерий отграничения неболезненных иллюзий от болезненных. Болезненные иллюзии обычно часто повторяющиеся, множественны, сопровождаются убеждением в истинности именно такого образа воспринятого.

3. Галлюцинации - мнимое «восприятие» несуществующих предметов и явлений.

Галлюцинации – это патологическое нарушение перцептивной деятельности, состоящее в восприятии объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств. Галлюцинации возникают вследствие непроизвольного, не зависящего от субъекта проецирования образов вовне и локализации их в пространстве и времени, что ведет к переживанию этих спонтанно возникших в сознании образов как объективно воспринимаемой реальности.

В отличие от иллюзий галлюцинаций не бывает у здоровых людей в их естественном состоянии сознания.

Различают галлюцинации зрительные, слуховые, тактильные, обонятельные, вкусовые.

По степени сложности галлюцинации разделяют:

– на элементарные (мелькания, вспышки, стук, треск, свист, хлопки), возникающие обычно вследствие органических заболеваний головного мозга;

– простые (в пределах одного анализатора). Примером простых слуховых галлюцинаций являются «голоса» (вербальные галлюцинации);

– сложные – сочетание нескольких типов галлюцинаций;

– сценоподобные, проявляющиеся полным преображением окружающей остановки, когда больной не понимает, где он находится, видит и ощущает вокруг себя множество несуществующих людей, животных, предметов и др.

Содержание галлюцинаций различно: они могут быть нейтральными, тогда больные спокойно реагируют на них; могут носить императивный характер, тогда голос приказывает больным, что-то сделать. Под влиянием этих образов, голосов больные совершают те или иные поступки.

Нередко больные отрицают наличие галлюцинации, но их выдает поведение. Так, беседуя с врачом, больной вдруг говорит «голосу»: «Не мешай, видишь, я занят».

Галлюцинаторный образ проецируется вовне, т.е. больной может точно указать местонахождение образа. Также он является чувственно окрашенным, т.е. больные различают тембр голоса, принадлежность его мужчине, женщине. Галлюцинаторный образ возникает непроизвольно, больной не может его вызывать или избавиться от него и возникновение данного образа сопровождается отсутствием подконтрольности. Больного невозможно убедить, что галлюцинаторного образа не существует. При этом убеждать его бесполезно – этот болезненный симптом проходит лишь с улучшением общего состояния.

4. Псевдогаллюцинации - проецируются не во внешнем про­странстве, а во внутреннем, то есть голоса звучат как бы «внутри головы». Больные слышат голоса как бы внутренним ухом, говорят об особых видениях, голо­сах, но не идентифицируют их с реальными предмета­ми и звуками. Псевдогаллюцинаторные образы лишены телесности, весомости, находятся не среди реальных предметов, а в «эфире», другом воображаемом пространстве, сознании больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: