Стробоскопический эффект. Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть обмануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время про­смотра кинофильма

Как мы уже знаем, все сенсорные системы могут быть обмануты, однако наиболее устойчивый обман чувств возникает во время про­смотра кинофильма. Это связано с двумя довольно различными зри­тельными явлениями. Первое состоит в инерции зрения, второе - в так называемом фи-феномене.

Инерция зрения представляет собою просто неспособность сет­чатки отвечать на частые колебания яркости света и сигнализировать о них. Если свет включается и выключается сначала медленно, а за­тем все чаще, мы будем видеть мелькание света до тех пор, пока его частота не достигнет приблизительно 30 вспышек в секунду, после чего он будет казаться непрерывным. Если свет яркий, критическая частота слияния изображений, или критическая частота мельканий значительно выше и может достигнуть порядка 50 вспышек в секунду.

Итак, в кино отдельные картины проецируются с частотой 24 кадра в секунду, однако, это значительно ниже критической частоты слияния изображений; можно спросить, почему же мы не видим мелькающих картин. В ранних фильмах это было действительно так, но современные кинопроекторы снабжены специальным перекры­вающим устройством, благодаря которому каждое изображение пока­зывается трижды в быстрой последовательности, так. что хотя пока­зывается всего 24 изображения в секунду, частота мельканий состав­ляет 72 вспышки света в секунду. Эта величина превышает критиче­скую частоту мельканий для всех, кроме ярких участков изображе­ний, попадающих на периферию сетчатки. Здесь могут быть видны отдельные мелькания.

Другое важное зрительное явление, на котором основано кино - это кажущееся движение, известное как фи-феномен. Имеется обшир­ная литература, посвященная экспериментальному исследованию этого явления. Обычно оно изучается в лабораторных условиях с по­мощью очень простого приспособления - двух источников света, вы­ключение одного из которых вызывает включение другого. При точ­ном соблюдении определенного расстояния между источниками све­та и определенного временного интервала между включением одного и другого можно видеть, как единое световое пятно движется от мес­та первого источника света к месту второго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: