Лекция 5. Восприятие формы и перцептивная организация

Объект, который мы воспринимаем, имеет определенную форму, и его проекция создает ретинальное изображение той же формы. Нейронная активность, вызванная этим изображением, передается в мозг и приводит к восприятию соответствующих объекту очертаний. Одно и то же ретинальное изображение может вести к различным возможным результатам восприятия. Прежде чем ретинальное изо­бражение приведет к ретинальному восприятию, оно должно быть определенным образом организовано. В самом общем виде ретиналь­ное изображение - мозаика, меняющая свою яркость, цвет и т.д. Перцептивная группировка.

Группировка - это объединение в единое целое определенных частей изображения. Законы группировки были выделены И. Вертгеймером.

1. Хорошее продолжение.

Когда прямая или кривая продолжается из любой точки не меняя
значительно своей кривизны, то можно сказать, что она имеет плавное продолжение. Существует предпочтение воспринимать отрезки
линий с плавным продолжением друг друга как одну линию или
форму.

2. Близость.

При прочих равных условиях элементы, находящиеся ближе друг к другу, будут восприниматься как части единого целого.

3. Сходство.

Объединяются элементы, сходные по цвету, форме,
величине.

4. Замкнутость.

При прочих равных условиях элементы, образующие замкнутую фигуру, с большей готовностью будут организовываться вместе в от­дельные образы и именно так восприниматься.

5. Единая судьба.

Элементы, движущиеся в одном направлении и с одинаковой скоростью, стремятся организоваться в группу.

6. Установка.

Соответствующий опыт, который предшествует предъявлению стимульной конфигурации, создает ожидание того, какой эта конфи­гурация будет.

7. Влияние прошлого опыта.

· Когда принципы организации способствуют определенному вос­приятию, то прошлый опыт не приводит к другой перцептивной
организации.

· Когда стимульное изображение неоднозначно, то прошлый опыт
влияет на его организацию.

· Когда предъявляемое стимульное изображение узнается, то прошлый опыт, приводящий к узнаванию, будет влиять на последующее восприятие, причем стимульное изображение будет организовываться так, чтобы подтвердить его.

Таким образом, кроме объективных стимульных (перифериче­ских) факторов, определяющих перцептивную организацию, сущест­вуют и центральные факторы: установка, прошлый опыт, смысл.

ФИГУРА И ФОН

Форма - один из наиболее информативных и устойчивых при­знаков предметного мира. Восприятие же форм требует выделения предмета из фона (фигуры из фона), что в свою очередь требует вы­деления контура. Эдгар Рубин установил тот факт, что любая из двух прилегающих частей может восприниматься и как фигура и как фон.

Феноменальные характеристики, различающие фигуру и фон:

1. Фигура подобна вещи.

2. Фигура кажется находящейся над или перед фоном. Фон, в
свою очередь, воспринимается аморфно и как бы продолжается под
или за фигурой.

3. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону.

Выводы Рубина получили подтверждение и развитие в работах Уивера.

4. Фигура имеет определенную локализацию в пространстве и структуру поверхности. Фон плохо локализован и обладает поверх­ностью пленки.

Принципы организации фигуры и фона:

1. Принцип окруженности. Внутренняя или окруженная область
воспринимается как фигура.

2. Принцип специфического цвета. Может восприниматься либо
светлая, либо темная область как фигура, однако есть слабое предпочтение темной, потому что мы привыкли видеть рисунки темного
цвета. Т.е. при прочих равных условиях в качестве фигуры воспринимается привычная нам часть фигуры.

3. Принцип ориентации. При прочих равных условиях в качестве
фигуры мы предпочитаем части, имеющие вертикальную и горизонтальную направленность.

4. Принцип размера. При прочих равных условиях в качестве
фигуры воспринимается меньшая часть.

5. Принцип симметрии. В качестве фигур предпочитаются симметричные.

Транспозиция фигуры.

Для вычленения из ретинального изображения объекта, инфор­мация об очертаниях перцептивного образа должна сосредоточиться на геометрических соотношениях между частями изображения фигу­ры. Когда происходят различного рода изменения в предъявлении той или иной фигуры, узнавание не нарушается: фигура может быть представлена в другом цвете, размере, другом ретинальном положе­нии - и всё же будет восприниматься как та же самая фигура.

Прегнантность.

Принцип прегнантности является ведущим в перцептивной организации. Наши восприятия стремятся быть "хорошими", "простыми", "стабильными", "внутренне не противоречивыми", "симметричными". Прегнантность также используется для обозначения отличительного признака переменного стимульного фактора; из всех углов - прямой отличителен, из всех кривых - прямая отличительна. Присутствие или отсутствие отличительных свойств важно для внешнего вида фи­гуры. Слегка искривленная линия будет восприниматься как прямая, не совсем перпендикулярные линии будут восприниматься как обра­зующие прямой угол.

Эти эффекты не имеют прямой связи с группировкой, но М. Вертгеймер приводит пример, где эта связь есть:

........

Расстояние между 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8 точками чуть меньше, чем расстояние между точками 2 и 3, 4 и 5, 6 и 7. Наблюдатель либо будет видеть все точки на одинаковом расстоянии, либо будет стре­миться усилить различие и воспринимать пары точек. Равномерное распределение точек отличительно, но если наблюдатель группирует точки на основе близости, то лучшая группировка наблюдается, если он усилит различие в расстоянии в своем восприятии. И то, и другое может быть названо прегнантностью.

Маскировка.

Маскируют фигуру те направления, которые продолжают фигуру
в прежних направлениях. Замкнутость фигуры - способ маскировки
смыслообразующих частей.,

Изменчивость перцептивной организации.

Возможна различная перцептивная организация одного и того же ретинального изображения. В каждом случае могут существовать различные факторы, нарушающие равновесие восприятия фигуры в ту или иную сторону. Лежащий в основе восприятия фигуры нейро­физиологический процесс подвержен самонасыщению. Обращение же фигур основано на процессе физиологического утомления, кото­рый, в свою очередь, приводит к изменению уровней активностей в различных долях коры. Возбуждение одной ассоциации нейронов приводит к одному восприятию, другой - к другому. Если удержи­вать один из двух возможных вариантов неоднозначного изобра­жения, то это облегчит обращение. Большинство испытуемых увидят в этом альтернативный вариант, который будет восприниматься бо­лее продолжительное время, чем то. что воспринималось при предва­рительном обращении. Таким образом, существует конфликт про­шлого опыта, способствовавшего организации, которая только что воспринималась, и насыщением, которое способствует новой органи­зации. Обращению фигур также способствует фактор знания о не­однозначности фигуры. Как только наблюдатель осознает возмож­ность двух или более организаций, обращение становится неизбеж­ным, т.е. действует сознательная установка на обращение. Когда ка­ждая из организаций одинаково хороша и правдоподобна, происходит сознательное обращение.

В том случае, когда достигается организация с высокой вероят­ностью верного решения, происходит стабилизация. Стабилизация также происходит, если в неоднозначной фигуре мы находим орга­низацию знакомую или значимую для нас. Стабилизация означает предпочтение одной, более правдоподобной, более узнаваемой или значимой для нас организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: