В зависимости от положения наблюдателей различают:
1. Простое наблюдение. В простом наблюдении исследователь наблюдает события "со стороны", с точки зрения других участников, не вмешиваясь в них.
2. Включенное, или соучаствующее. В этом случае исследователь имитирует участие в какой-то ситуации или принимает в ней участие.
3. Стимулирующее. В такой ситуации исследователь создает некую экспериментальную обстановку для того чтобы выяснить те состояния объекта, которые иначе не просматриваются.
По условиям организации наблюдения делятся:
· Полевые (проводимые в естественных условиях)
· Лабораторные (осуществляемые искусственно)
· Контролируемое предполагает фиксацию заранее заданных признаков или характеристику объекта
· Неконтролируемое наблюдение. Применяется, когда идет общее наблюдение за процессом и явлением
· Структурированное. Имеет заданную схему, научную структуру.
· Неструктурированное. Проводится лишь при задании цели и объекте, то есть не имеет жесткой схемы.
Область наблюдения как метода очень расширяется: в условиях изменяющихся объектов все исследователи строят свои схемы. Алексеев (социолог), которому пришлось работать на заводе - наблюдал за происходящим на производстве, потом стал классифицировать свое наблюдение как наблюдающее участие (а не просто участвующий наблюдатель). Бывают пассивные участники (регистратор), а есть действительно участники.