Модернизационная парадигма (модель структурно-функциональной дифференциации Н.Смелзера)

Концепция структ.-функц.диф-ции.Мех-м мод-ции-структ.-функц.диф-ция.В процессе мод-ции слож.стр-ры делятся на спец-ные.Отв-т за огранич.число функций.Новая сов-ть стр-р в целом выполн-т одинак.функции,но с больш.эф-тью. Диф-ция института семьи. В прошлом-слож.стр-ра,много поколений+она многофункц-на:репродукция,эмоц. поддержка,произв-во,воспитание и обр-ние,соц.благополоучие. В процессе мод-ции структ.диф-ция.Упрощ-ся стр-ра.Переход от расшир.семьи к нуклеарной.Ослабев. контроль со стороны родителей и родств-ков.Функц.-ние произв-ва переходит к корпорациям. Обучение-школа.Прав-ва берут отв-ть за соц.обеспечение.В =>кажд.институт спец-ся на выполнении одной функции и выполняет более кач-но. Процесс отделения эк.деят-ти в особый вид деят-ти. В трад.об-ве функц.произв-ва осущ-сь в родств. коллективах.Преоблад.потребит.с/х.Прочие виды произв-ва-вспомогат.роль.Община-осн. место,где осущ-сь операции обмена и потребления.Тов.-ден.отн-ния развиты слабо. В процессе мод-ции-отделение произв.функций от семьи и общины:внедр-ся товарн.культ.в с/х=>диф-ция м/у произв-м и потреблением.Распр-ся наёмн.труд в опр.сфере=>подрыв осн.производ.единицы-домохоз-ва.Постеп.отделение пром.деят-ти от родств.кол-вов. 1.Дом.пром-ть(сущ-т // с опр.произв-вом,служит д/обеспечения собств.нужд трудящихся). 2.Ремесленное(кустарн.)произв-во (связь с разделением произв-ва на заказ и потребление). 3.Фаза рассеян.мануф-ры(диф-ция м/у поселением и потреблением).Оптовый торговец. 4.Мануфакт.и фабр.произв-во (полное отд-ние раб-ка от капитала и от сем-ва). Проблема интеграции. В усл-ях модерна возн-т проблема интегр-ции спец.стр-р.Появл.новых институтов,кот.коорд-ли деят-ть новых стр-р (напр.,нужен институт д/поиска работы-раньше за родителями шли).Проблема интеграции не всегда реш-ся удовл. 2 проблемы. 1.конфликт ценностей-нов.стр-ры могут опираться на наборы ценностей,кот.отл-ся от ценностей предыдущ.стр-р (Ес дети уходят из семьи-одни ценности,на произв-во-др. ценности). 2.проблема неравном-ти развития-институты форм-ся с разн.скоростями=>бывает, что потребность уже есть,а инст-т еще не сформ-ся. Вывод:соц.конфликты в процессе мод-ции-это =>недостатка корд-ции м/у нов.спец.стр-рами.В =>Смелзер говорит,что мод-ция не обязат-но должна протекать гармонично. 2/2 60х-70егг.-теории мод-ции подвергаются критике.Критик-ся эволюц-м и функц-м,кот.заложены в фундаменте.Критика излишнего оптимизма;телеологизма(все придут к одному сост-нию);линеарн.хар-р;предст-ние о гарм-ти процесса;излишн.абстракт.хар-р.В ходе критики изм-ние отн-ния к роли и месту традиции в ходе мод-ции.Переход от негативн.отн-ния к традиции к более гибк. конструкт.отн-нию к ней. В ис-ниях к.80хгг.-традиция и новация не искл.друг друга.Они сосущ-т,проникают друг в друга.Традиц.припис-ся значение доп.фактора развития. Многие ок-ся ценными и придают своеобр.облик конкр.вариантам мод-ции=>расшир.тематика ис-ний (нар.культ.,родств.отн-ния).Хар-н больш.историзм. Исслед-ли начинают исп-ть теорию, чтобы объяснить конкр.ситуации мод-ции(страновая специфика).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: