Методические указания студентам. Приступая к изучению курса «Методология исторической науки», целесообразно составить индивидуальный план самостоятельной работы студента на семестр

Приступая к изучению курса «Методология исторической науки», целесообразно составить индивидуальный план самостоятельной работы студента на семестр, исходя из методических указаний, даваемых преподавателем и указанных в учебно-методических материалах. В нем следует отразить последовательность изучения тем курса, сроки подготовки и проведения семинаров, выполнения контрольных работ, подготовки и сдачи экзамена по дисциплине. Ознакомившись с программными требованиями, студент должен ясно представлять объем и характер предстоящей работы для изучения предмета: какие источники (историко-методологические работы) следует изучить, к какому сроку надо выполнить контрольные работы, когда будет проводиться учебно-экзаменационная сессия, где он должен сдавать экзамен по дисциплине. Планирование обеспечивает систематичность самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студента по курсу «Методология исторической науки» складывается главным образом из изучения научно-философских и методологических работ, посвященных специфике исторического познания, и в меньшей степени, учебников и учебных пособий. Вопросы, которые освещаются в основной литературе, как правило, включаются в промежуточную аттестацию. Дополнительная литература рекомендуется для более углубленного изучения предмета, подготовки к семинарским занятиям, выполнения контрольных работ и расширения кругозора студентов. Изучение дисциплины следует начинать с ознакомления с программой и методическими указаниями, а также записями лекций и только после этого переходить к чтению учебников. Специфика изучаемого предмета заключается в том, что содержательная область дисциплины и подходы к ее изучению весьма существенно различаются в различных научных, философских, методологических школах и направлениях. Предметное поле дисциплины только формируется. Долгое время в отечественной исторической науке методология истории развивалась лишь в жестких рамках марксисткой теории. Современных учебников и учебных пособий на сегодняшний день недостаточно. Лишь в сочетании друг с другом относительно целостно охватывают круг обсуждаемых теоретико-исторических и методологических проблем и вопросов. В рамках данного курса рекомендованными для изучения являются следующие: Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Коломийцев В.Ф. Методология истории (от источника к исследованию). М., 2001; Смоленский Н.И. Теория и методология истории: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272 с., а также книга британского профессора Тоша Дж. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000., которая была адресована английским студентам.

Важным этапом в самостоятельной работе студентов в ходе изучения курса является подготовка к семинарским занятиям. Семинар представляет собой активную форму учебной работы, в которой сочетаются подведение итогов самостоятельной работы студента, проверка приобретенных им знаний, их закрепление, расширение и углубление. Цель семинара состоит в том, чтобы повысить теоретический уровень знаний студентов, актуализировать рефлексию над собственными научно-историческими исследованиями, творчески подходить к изучению соответствующей дисциплины. На семинарские занятия выносятся темы, посвященные изучению основных методов изучения истории, а также развитию методологических подходов в досоветской отечественной науке. На семинарах студенты должны правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, обосновывать теоретические положения, объяснять логику и основные правила использования того или иного метода. Готовясь к семинару, нужно уяснить основные вопросы темы, чтобы в процессе чтения и записи фиксировать свое внимание на этих вопросах и уже в ходе изучения группировать материал. Рекомендованные к семинару источники следует не только изучать, но и конспектировать. В своих выступлениях студенты должны излагать материал своими словами, а не механически зачитывать конспект. В ходе выступления конспектом можно пользоваться только для того, чтобы последовательно излагать материал. Для подтверждения своих слов необходимо приводить цитаты из соответствующих методологических работ. Внимательное выслушивание каждого выступающего помогает уяснить то, что студент должен записать в конспект, чтобы в последующем можно было использовать эти записи при подготовке к сдаче зачета. Каждое самостоятельное выступление должно заканчиваться резюме вышесказанного. Рассмотрение каждого вопроса семинара должно заканчиваться заключением преподавателя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: