Введение. Поведенческий портрет личности – это описание человека и его поведения

Поведенческий портрет личности – это описание человека и его поведения.

Наблюдение производится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом. Как правило, оно является включенным или участвующим. Это означает, что наблюдатель вовлечен в те же события, что и наблюдаемый им человек, находится в контакте с ним и принимает участие в его деятельности. Как способ сбора информации наблюдение позволяет получать обоснованные и устойчивые данные за счет того, что наблюдается один и тот же объект в самых разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и необычных).

В качестве общей схемы наблюдения могут быть использованы следующие параметры поведенческого портрета:

1. Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для характеристики наблюдаемого человека (стиль одежды и прически испытуемого, насколько он «такой как все» или выделяется, привлекает к себе внимание, равнодушен или нет к своему внешнему виду). Какие элементы поведения или ситуации это подтверждают?

2. Пантомимика (осанка, особенность походки, жестикуляция, характерные индивидуальные позы, скованность или свобода движений).

3. Мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики, в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, в каких скованной).

4. Речевое поведение (молчаливость, разговорчивость, многословие, лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи, интонационное богатство, культура речи).

5. Поведение по отношению к другим людям – положение в коллективе и отношение к этому, способ устанавливать контакты, характер общения (деловое, личностное, ситуативное, эгоцентрическое и др.); стиль общения (с ориентацией на собеседника и на себя); позиция в общении (активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминированию); наличие противоречий в поведении (различные способы поведения в однотипных ситуациях).

6. Поведенческие проявления отношения к самому себе (к внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, личным вещам).

7. Поведение в психологически значимых ситуациях (при выполнении задания, в конфликтной ситуации).

8. Поведение в основной деятельности.

Объектом исследования является индивид.

Предметом – его поведение.

Цель контрольной работы: составить поведенческий портрет личности по данным наблюдения.

Испытуемой является моя дочь четырнадцати лет, соответственно, наблюдение за ней проводилось дома.

Мной использовались следующие методики: методика наблюдения и рисуночный тест «Несуществующее животное».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: