Тема 6. Лекция

Как уже было сказано выше, этическим кодексом называется свод моральных правил поведения, на базе которых строимся деятельность и взаимоотношения людей в той или иной сфере их общения. В основе этического кодекса лежат нравственные нормы, выражающие собой категории добра, т. е. такие общие принципы, выработанные в истории человеческой культуры и цивилизации, следование которым составляет благо для людей, приносит им пользу, делает их счастливыми. Противоположными являются категории, связанные со злом, ориентация на которые делает людей, напротив, несчастными, наносит вред.
Этический кодекс основывается на нормах морали, а не права. Это означает, что нарушающий этот кодекс человек не подлежит суду в соответствии с законом, не может получить наказание, допускающее применение к нему мер принуждения.
В работу психологической службы и в управление деятельностью практических психологов, входящих в ее структуры, этический кодекс вводится потому, что далеко не все проблемы, с которыми в жизни сталкивается практический психолог, например, в системе образования, могут иметь однозначное и точное правовое решение, быть расписаны и представлены в форме юридических норм, регламентирующих действия психолога в той или иной социальной ситуации. Ему часто приходится действовать и принимать решения на основе интуиции и чувств, что не допускается в юридической практике. Зачастую именно чувства и интуиция подсказывают психологу наиболее правильное решение или предохраняют от принятия скороспелого, преждевременного и потенциально ошибочного решения.


Существует несколько источников, на основе которых вырабатываются нормы этического кодекса практического психолога. Это – философия, религия, культура, обычаи, традиции, идеология и политика, выступающие как сферы или атрибуты человеческой деятельности, задающие базисные принципы морали для создания и функционирования этического кодекса. В философии, например, существует и давно разрабатывается специальный раздел, который так и называется – «этика». В нем дается научное определение морали, рассматриваются ее истоки, основные нравственные категории, их преобразование в процессе развития человеческой культуры и цивилизации. Религиозные воззрения испокон веков содержали в себе определенные нравственные принципы, которые для верующих являются императивными, т. е. имеют для них силу морального закона. Культура включает в себя нормы человеческих отношений, которые реализуются в обществе, в семье, с системе образования, в личных и деловых отношениях людей. Составляющими социально – психологической человеческой культуры также являются обычаи и традиции, обеспечивающие социально – или национально - специфический колорит этических норм. Идеология и политика также представляют собой специфические источники нравственного сознания, опирающиеся на интересы государств, народов, наций, классов, правящих партий, социальных групп населения.
Конкретное содержание этического кодекса, лежащего в основе профессиональной деятельности людей, зависит от всех перечисленных факторов, а также от специфики профессиональной деятельности, о которой идет речь. В настоящее время в различных странах, где развернута и давно функционирует психологическая служба, выработаны свои этические кодексы практических психологов. Вариант такого кодекса, который кратко излагается далее, основан на анализе и обобщении некоторых подобных документов, в частности тех, которые выработаны в США, Германии, Испании.
Все моральные нормы, включаемые в этический кодекс профессионального практического психолога, можно разделить по сферам деятельности, в которых они реализуются. Это – позиция, из которой исходит практический психолог при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы детей; действия психолога в тех случаях жизни, когда интересы развития ребенка кем – либо нарушаются; действия психолога в том случае, когда он сам не в состоянии удовлетворительно помочь ребенку или вынужден применять на практике не вполне проверенные и апробированные методики; отношения, складывающиеся между психологом, родителями, учителями в ситуациях, касающихся разглашения данных психодиагностических обследований; действия психолога в тех случаях, когда решается судьба ребенка.


Ниже приводится примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях:
1. Профессиональая деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми,
2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью.
3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
6.Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
7.Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
8.Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека.
9.Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
10.Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
11.Психолог не должен принимать участие в том, что как – то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребенку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользования дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежат суду.
12.Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребенка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
13.Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
14.Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
15.В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях.
16.Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам.
17.Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей.
18.Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей
19.Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребенка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно – психологической экспертизы, определенных законом.
20.Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь с согласии на это самих детей. При этом ребенок имеет право знать, что и кому о нем говорится или передается.
21.Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
22.Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами ее получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
23.Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
24.Психолог не дожжен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить.
25.Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
26.Психолог несет персональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
27.При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделенным соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц.
28.Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включенной в структуру психологической службы системы образования.


Этический кодекс психолога-консультанта
Этические нормы

1. Общие нормы
1.1. Границы компетентности
Психологи-консультанты занимаются профессиональной деятельностью только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.
Психологи-консультанты осуществляют профессиональную деятельность в новых областях или используют новые методики только после их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.
В областях деятельности, в которых еще не выработаны приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.
Психолог-консультант, принимая решение, связанное с профессиональной деятельностью, должен учитывать свою квалификацию и опыт работы с клиентами, обладающими определенными индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).
Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.
1.2. Описание и/или объяснение результатов психологической работы
В работе с клиентами-непрофессионалами психологи-консультанты используют понятные для них термины и объяснения.
Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.
1.3. Уважение права других оставаться другими
В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением относится к правам других людей на установки, мнения, моральные нормы и т.п., отличные от их собственных.
1.4. Недискриминация
В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, попа, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.
1.5. Посягательства на честь и достоинство клиентов
Психологи-консультанты не имеют права осуществлять действия, которые могут оскорбить или унизить честь и достоинство клиентов.
1.6. Отношение к личным проблемам
Психологи-консультанты хорошо представляют, что их личные проблемы могут влиять на эффективность профессиональной деятельности. Поэтому они избегают тех областей своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.
Психологи-консультанты обязаны делать все возможное для распознавания на как можно более ранних этапах формирования и/или наличия своих личностных проблем, которые могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.
Для устранения обнаруженных внутриличностных препятствий в осуществлении своей профессиональной деятельности психологи-консультанты обращаются за профессиональной помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.
1.7. Ненанесение вреда
Психологи делают все возможное, чтобы предотвратить или уменьшить нежелательные последствия от своей профессиональной деятельности, а также избавить и защитить клиентов от подобных последствий.
1.8. Неправильное использование психологических знаний
Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.
1.9. Неправильное использование психологов-консультантов и результатов их работы
Психологи-консультанты не участвуют в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.
Если психологам-консультантам становится известно о неправильном использовании результатов их работы, они делают все возможное для устранения и/или исправления допущенных ошибок.
1.10. Бартер с клиентами
Психологи, как правило, воздерживаются от получения подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку такая практика является серьезным источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.
1.11. Денежное вознаграждение
Вопросы денежного вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).
1.12. Ведение профессиональной и научной документации
Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные выступления и публикации
Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).
2.1. Избегание ложных или неверных утверждений
Психологи-консультанты в публичных выступлениях и публикациях не допускают ложных и/или неверных высказываний и не пользуются непроверенной информацией,
Для подтверждения своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.
2.2. Свидетельства и подтверждения
Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство
3.1. Оценка и диагноз
Психологи-консультанты осуществляют оценивание, диагностические работы и вмешательство только в рамках, определенных профессиональными отношениями.
Психологические заключения, отчеты, рекомендации и диагнозы строятся только на информации, полученной посредством валидного психологического инструментария.
3.2. Использование психологического инструментария
Используя любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.
Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.
Психологи-консультанты не допускают неквалифицированного использования психологического инструментария.
Когда стоит вопрос о диагнозе, оценке и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,
Психологи-консультанты делают все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.


3.3. Интерпретация данных
При интерпретации данных, в том числе и при автоматизированных интерпретациях, психологи-консультанты стараются учитывать факторы, зависящие как от данного инструментария, так и от конкретного испытуемого, что может повлиять на психологическое заключение или достоверность интерпретаций. Психологи-консультанты отмечают любые значимые факторы, которые влияют на достоверность или ограничения интерпретаций.
3.4. Создание тестовых оценок и интерпретаций
Психологи-консультанты, распространяющие психологический инструментарий среди других профессионалов, должны точно указать цели, нормы, валидность, достоверность, применимость процедур и необходимую квалификацию для пользования данным инструментарием и несут ответственность за правильное применение и интерпретацию результатов, не зависимо от того, проводили ли они подсчет и интерпретацию сами или это делалось автоматизировано.
3.5. Объяснение полученных результатов
Результаты обследования должны быть объяснены клиентам на доступном им языке, не зависимо от того, кем проводилось исследование — психологом-консультантом, ассистентом или в автоматическом режиме.
3.6. Обеспечение безопасности психологического инструментария
Психологи-консультанты делают все возможное для сохранения целостности и безопасности психологического инструментария в соответствии с законом, взятыми обязательствами и стандартами данного Этического кодекса.

4. Процедурные нормы
4.1. Информирование клиента
При установлении профессиональных отношений между психологом-консультантом и клиентом необходимо как можно раньше обсудить то, что будет происходить во время сессии(ий), как будет соблюдаться конфиденциальность и как будут решаться финансовые вопросы.
Если в работе психолога-консультанта участвует супервизор, то этот факт оговаривается в предыдущем обсуждении, с указанием фамилии, имени и отчества супервизора, если он несет ответственность за данный случай.
Психологи-консультанты во избежание какого-либо непонимания предпринимают все, чтобы ответить на все вопросы клиентов о предстоящем консультировании.
4.2. Осознанное согласие
Психологи-консультанты должны получить осознанное согласие на консультирование, пользуясь понятным для участников консультирования языком. Содержание даваемого согласия будет зависеть от многих обстоятельств; однако, осознанное согласие в общем виде отражает, что клиент:
способен дать согласие;
получил значимую информацию относительно всех процедур;
дал свое согласие на основе свободного волеизъявления и без нажима со стороны;
данное согласие правильно оформлено.
В тех случаях, когда клиент официально не может дать осознанное согласие, психологи-консультанты получают осознанное разрешение от тех, кто в соответствии с законом несет за клиента ответственность.
Дополнительно, психологи-консультанты:
информируют недееспособных клиентов о проводимых вмешательствах, сообразуясь с их психическим состоянием и особенностями;
стараются получить их одобрение;
учитывают личностные пристрастия и интересы.
4.3. Взаимоотношения с парой и с семьей
В тех случаях, когда психологи-консультанты оказывают услугу сразу нескольким людям, между которыми существуют близкие и/или родственные отношения (муж и жена, родители и дети, вступающие в брак и т.п.), психологи-консультанты в самом начале стараются прояснить:
кто из них является клиентом
какие отношения будут у психолога-консультанта с каждым из участников консультации.
Как только психолог-консультант сталкивается с выполнением потенциально противоречивых ролей (например, семейного консультанта мужа и жены и свидетеля одной из этих сторон на бракоразводном процессе). он должен сделать выбор в направлении одной из них.
4.4. Осуществление работы с клиентами, курируемыми другими психологами
При принятии решений об оказании услуг тем, кто уже получает поддержку в отношении психического здоровья, психологи-консультанты тщательно взвешивают лечебные вопросы и их влияние на благополучие клиента. Психологи-консультанты выясняют у клиентов или тех, кто официально представляет их права, информацию, направленную на уменьшение риска непонимания или конфликта с теми, кто уже оказывает психологические услуги, и для того, чтобы не нарушить терапевтического процесса.
4.5. Консультации и взаимодействие с коллегами
Психологи-консультанты организуют необходимые консультации и взаимодействие с коллегами, исходя из интересов своих клиентов и с их согласия.
4.6. Прерывание помощи
Психологи-консультанты планируют возможность продолжения работы с клиентами в случаях неожиданного прекращения своих услуг, вызванных болезнью, потерей работоспособности, переездом или финансовыми ограничениями, о чем заранее уведомляют клиента.
Если отношения между клиентом и психологом-консультантом определяются контрактом или договором о найме, то последние в случае окончания срока действия контракта или договора предпринимают меры для последующего оказания помощи клиентам.
4.7. Окончание профессиональных отношений
Психологи-консультанты не бросают клиентов.
Психологи-консультанты прекращают свое вмешательство, когда становиться ясно, что клиент не нуждается больше в его услугах и/или дальнейшая работа не приносит результата, а ее продолжение может нанести вред клиенту.
Перед прекращением терапии психолог-консультант выясняет актуальное состояние клиента и проводит соответствующую подготовку по прекращению работы или предпринимает усилия по передаче клиента другим специалистам.

5. Неформальные отношения
5.1. Внепрофессиональные отношения с клиентами
В ситуациях, когда психологи-консультанты не могут избежать внепрофессиональных отношений с клиентами, они должны быть особенно осторожны и внимательны и учитывать силу своего влияния.
Психологи-консультанты должны стремиться избегать внепрофессиональных контактов с клиентами в ситуациях, способных нанести им вред.
Если же в силу обстоятельств психолог-консультант не может предотвратить вред от внепрофессиональных отношений, то проблема должна решаться, исходя из интересов слабой стороны, и в полном соответствии с Этическим кодексом.
5.2. Сексуальные отношения
Психологи-консультанты уважают сексуальную неприкосновенность всех людей и стараются не допускать се нарушения.
Психологи-консультанты не вступают в сексуальные отношения с клиентами, студентами или супервизируемыми.
5.3. Консультирование бывших сексуальных партнеров
Психологи-консультанты не берут к себе в качестве клиентов тех, с кем находились в сексуальных отношениях.

6. Конфиденциальность
6.1. Обсуждение ограничений конфиденциальности
Психологи-консультанты обсуждают с клиентами и/или организациями. с которыми они устанавливают профессиональные отношения:
вопросы конфиденциальности;
необходимые ограничения на возможное использование информации, полученной во время работы.
Обсуждение вопросов конфиденциальности должно проходить на самых ранних этапах психологической работы.
Полученные с согласия клиента любые виды записи сессии охраняются от неправильного их использования клиентами.
6.2. Сохранение конфиденциальности
Психологи-консультанты охраняют права на конфиденциальность всех клиентов, с которыми им пришлось работать.
6.3. Минимизация вторжения во внутренний мир
Для минимизации вторжения во внутренний мир клиента психологи-консультанты в письменные и устные отчеты, заключения и т.п. включают только ту информацию, ради которой и осуществлялось профессиональное взаимодействие.
Психологи-консультанты обсуждают конфиденциальную информацию, полученную от клиентов, студентов, участников экспериментов, супервизоров только в соответствии с научными или профессиональными задачами и только с теми, кто ясно представляет границы обсуждения этой информации.
6.4. Обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации
Психологи-консультанты несут ответственность за необходимый уровень конфиденциальности при сборе, обработке, переносе и сохранении письменной, автоматизированной или существующей в ином виде информации. Психологи-консультанты сохраняют и используют собранную ими конфиденциальную информацию в соответствии с законом и Этическим Кодексом.
6.5. Разглашение информации
Психологи-консультанты раскрывают конфиденциальную информацию без согласия клиента только в случаях, предусмотренных законом, а также, если это направлено на:
обеспечение необходимой профессиональной помощи клиентам;
проведение необходимых профессиональных консультаций;
защиту клиентов.
Психологи-консультанты могут разглашать конфиденциальную информацию при наличии соответствующего разрешения от клиента.
При консультации с коллегами, психологи не делятся конфиденциальной информацией, которая могла бы привести к идентификации клиента, за исключением случаев, когда на разглашение конфиденциальной информации было получено разрешение или разглашение не возбранялось. Психологи-консультанты предоставляют только ту информацию, которая необходима для проведения консультации.
6.6. Конфиденциальная информация в базе данных
При введении конфиденциальной информации в базу данных или в систему записей, которые доступны людям, в отношении которых с клиентами не оговаривался доступ к конфиденциальной информации, психологи-консультанты должны использовать кодирование или другие технические приемы для предотвращения вторжения в личные данные.
Предоставляя записи третьим лицам, психолог-консультант должен позаботиться о том, чтобы в них отсутствовала информация, позволяющая идентифицировать участников этих записей.
Если с носителей информации невозможно стереть идентифицирующую участников информацию, психолог-консультант должен получить от идентифицируемых участников разрешение на предоставление этой информации третьим лицам, в ином случае данные носители информации не подлежат передаче третьим лицам.
6.7. Использование конфиденциальной информации в обучении, публикациях и публичных выступлениях
В публикациях, лекциях или других публичных выступлениях психологи-консультанты не разглашают конфиденциальную информацию, в которой возможна идентификация клиентов, если только на это не было получено их письменное или устное согласие.
Во время научного или профессионального общения психологи-консультанты должны настолько изменить конфиденциальную информацию об обсуждаемых лицах, чтобы они не могли быть идентифицированы третьими лицами, а обсуждение не нанесло им вреда, если они узнают сами себя.
6.8. Защита записей и данных
Психолог-консультант должен быть заранее готов к защите конфиденциальной информации на случай потери своей работоспособности или смерти, а также изъятия или кражи записей и данных.

7. Решение этических вопросов
7.1. Знание Этического Кодекса
Психологи-консультанты должны быть знакомы с данным Этическим Кодексом и другими положениями, затрагивающими этические вопросы, и представлять применимость этих норм к своей работе. Незнание, непонимание или заблуждение относительно этических норм не может быть оправданием неэтичного поведения.
7.2. Возникновение этических вопросов
В тех случаях, когда психолог-консультант самостоятельно не может разрешить этические вопросы в отношении своих действий в какой-либо ситуации, он обращается за помощью к другим психологам, более искушенным в этических вопросах, а также к психологическим общественным объединениям или государственным организациям.
7.3. Противоречия между этическими нормами и служебными обязанностями
Если служебные обязанности психолога-консультанта входят в противоречие с Этическим Кодексом, он должен как можно раньше выявить суть противоречия и устранить его в пользу профессиональных этических норм.
7.4. Неформальное устранение этических нарушений
В тех случаях, когда психологам-консультантам становится известно об этических нарушениях другого психолога-консультанта, они обращают его внимание на эти нарушения и ограничиваются этим, если подобное обращение привело к приемлемому разрешению ситуации.
7.5. Сообщение об этических нарушениях
Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем или оно не было устранено в приемлемой форме, психологи-консультанты предпринимают действия, направленные на подключение психологической общественности с целью пресечения этих нарушений.
7.6. Необоснованные претензии
Психологи-консультанты не допускают разбирательств по поводу этических претензий, которые недостаточно обоснованы, анонимны или преследуют цель дискредитации другого психолога-консультанта.

ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ ПСИХОЛОГА
Общие принципы
Пункт 1. Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.
Пункт 2. Психология как профессия управляется принципами, общими для всех профессиональных этик: уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы.
Пункт 3. Психологи не должны принимать участия или способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и его физической или психологической неприкосновенности. Непосредственная разработка или содействие в осуществлении пыток или издевательств, помимо того, что является преступлением, представляет собой наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психологов. Они не должны ни в каком качестве, ни как исследователи, ни как помощники или сообщники, принимать участие в пытках или любых других жестоких, негуманных или унизительных действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения или подозрения против этого лица ни выдвигались и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта, гражданской войны, революции, террористических акций или любых других обстоятельств, которые могли бы быть истолкованы как оправдание таких действий.
Пункт 4. Все психологи должны, как минимум, информировать свои профессиональные объединения о нарушениях прав человека, издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни был их жертвой, и о любом таком случае, ставшем им известным в их профессиональной практике.
Пункт 5. Психологи должны уважать религиозные и моральные убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при профессиональном вмешательстве.
Пункт 6. При оказании помощи психологи не должны осуществлять дискриминацию по признаку происхождения, возраста, расовой и социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или любых других различий.
Пункт 7. Психологи не должны использовать власть или превосходство по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
Пункт 8. В особенности в письменных документах психологи должны быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность их восприятия как уничижительные и дискриминирующие, например, нормальный – абнормальный, адаптированный – неадаптированный, интеллигентный – умственно отсталый.
Пункт 9. Психологи не должны применять манипулятивные процедуры с целью добиться обращения к ним определенных клиентов, а также действовать таким образом, чтобы оказаться монополистами в своей области, Психологи, работающие в общественных организациях, не должны использовать это преимущество для увеличения собственной частной практики.
Пункт 10. Психолог не должен допускать использования своего имени или подписи лицами, не имеющими должной квалификации и подготовки, для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие права, которые стали им известны. Бесполезные и основанные на обмане действия не должны прикрываться квалификацией психолога.
Пункт 11. В случае, когда личные интересы клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступать как его защитник по отношению к администрации учреждения.
О профессиональной компетенции и отношениях с другими профессионалами
Пункт 12. Права и обязанности профессионального психолога основываются на принципе профессиональной независимости и автономии независимо от служебного положения в определенной организации и от профессионалов более высокого ранга и администрации.
Пункт 13. Профессиональный статус психолога базируется на его способностях и квалификации, необходимых для выполнения его обязанностей. Психолог должен быть профессионально подготовленным и иметь специализацию в применении методов, инструментария и процедур, применяемых в данной области. Частью его работы является постоянное поддержание на современном уровне своих профессиональных знаний и умений,
Пункт 14. Психолог не должен применять методы и процедуры, не прошедшие достаточной апробации в рамках современных научных знаний, без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий и школ. В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты должны быть полностью уведомлены об этом заранее.
Пункт 15. Все психологические данные, как результаты обследования, так и сведения о вмешательстве и лечении, должны быть доступны только для профессиональных психологов, в чьи обязанности входит неразглашение их среди некомпетентных лиц. Психологи должны принимать меры для соответствующего хранения документации.
Пункт 16. Когда интересы психологического обследования или вмешательства требуют тесного сотрудничества с профессионалами из других областей, психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.
Пункт 17. Психологические методы не должны смешиваться – как в применении, так и в их представлении общественности – с методами, чуждыми научным основам психологии.
Пункт 18. Не отказываясь от научной критики там, где она необходима, психологи не должны дискредитировать коллег или представителей других профессий, использующих те же или иные научные методы, и должны проявлять уважение к тем школам и направлениям, которые научно и профессионально компетентны.
Пункт 19. Работа психолога базируется на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим профессионалам, особенно в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.
О вмешательстве
Пункт 20. Психологи должны отказаться от вмешательства, если они уверены, что их помощь будет использована во вред или против законных интересов индивидов, групп, организаций или общин.
Пункт 21. Осуществляя вмешательство по отношению к индивидам, группам, организациям или общинам, психолог должен предоставить им необходимую информацию об основных решаемых проблемах, поставленных целях и используемых методах. В случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны быть проинформированы. В любом случае следует избегать манипулирования индивидами и стремиться к развитию и автономности конкретного случая.
Пункт 22. Психолог должен стремиться к завершению вмешательства и не продлевать его методами сокрытия информации или обмана как в случае достижения поставленной цели, так и в случае невозможности ее достижения после применения доступных методов и средств на протяжении достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община должны быть информированы о том, какие другие психологи или представители иных областей знания могут продолжить вмешательство.
Пункт 23. Ни в коем случае свобода клиента – как в отношении прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста – не должна быть ограничена. Следует поощрять способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с вмешательством другого типа, выполняемым другим профессионалом,
Пункт 24. Психологи не должны пользоваться властью, которую их статус может им дать, для требования особых рабочих условий или платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.
Пункт 25. Психолог не должен позволять вовлечь себя профессионально в неясную ситуацию, где его роль или функции окажутся неуместны или двусмысленны.
Пункт 26. Психологи не должны вмешиваться в действия, предпринятые другими специалистами.
Пункт 27. В случае, когда услуги психолога требуются для рекламной или коммерческой компании, он должен сотрудничать с целью обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.
Пункт 28. Психологи должны соблюдать особую осторожность в том, чтобы не вызвать необоснованных ожиданий, осуществить которые они впоследствии окажутся профессионально не способны.
О исследовательских работах и образовании
Пункт 29. Все психологи, в какой бы области психологии они ни работали, должны стремиться способствовать прогрессу науки вообще и психологии в частности, осуществляя исследования и придерживаясь научных подходов в своей деятельности, а также передавая свои знания студентам и другим профессионалам.
Пункт 30. При выполнении исследований психологи должны категорически отказываться от действий, могущих привести к постоянному, невосполнимому или не необходимому ущербу для испытуемых. Участники любой исследовательской программы должны выразить свое недвусмысленное согласие на проведение экспериментов; в случае несовершеннолетних или юридически недееспособных лиц такое согласие должно быть получено от родителей или опекунов.
Пункт 31. Если психологическое исследование сопровождается каким-либо временным ущербом или дискомфортом, как, например, электрический шок или сенсорная депривация, исследователь должен в первую очередь удостовериться в том, что все участники опытов действуют совершенно свободно, без постороннего давления в каком-либо виде; к участию в эксперименте не должен быть допущен никто до тех пор, пока исследователь не убедится, что об этом ущербе испытуемые были уведомлены заранее и дали свое согласие. Даже в случае согласия перед экспериментом, испытуемый может принять решение о своем дальнейшем неучастии в программе в любой момент.
Пункт 32. Если условия эксперимента требуют дезинформации или обмана испытуемого, психолог должен убедиться в том, что это не приведет к сколько-нибудь длительному ущербу для участников опыта, и в любом случае экспериментальный характер и необходимость обмана должны быть раскрыты при окончании экспериментальной программы.
Пункт 33. Психологические исследования в нормальной ситуации, как экспериментальные, так и обсервационные, должны всегда выполняться с уважением по отношению к достоинству индивида, его верованиям, интимным ситуациям, скромности и целомудрию при исследовании сексуального поведения, а также при обследовании престарелых, больных, заключенных, т. е. лиц, имеющих не только определенные социальные ограничения, но и переживающих серьезную человеческую драму.
Пункт 34. При экспериментах над животными страдания, вред или дискомфорт, не являющиеся абсолютно необходимыми для достижения поставленной исследовательской цели и оправданными с точки зрения науки и интересов человека, должны быть исключены или сведены до минимума. При хирургических операциях на животных должно применяться обезболивание и приниматься необходимые меры по предотвращению осложнений. Персонал, непосредственно занимающийся исследовательской работой с животными, должен в содержании животных, обращении с ними и при эвтаназии руководствоваться международными стандартами.

Профессиональная этика психолога, психоаналитика, психотерапевта:
Правила отношений терапевта и клиента
Если в Европейских странах юридически утвержден "Этический кодекс психотерапевта", то в нашей стране правила этики, принятые в среде профессионалов, действуют негласно. Непрофессионала от настоящего профессионального психолога отличает, в частности, соблюдение этих правил.

Знание этих законов, которые должны соблюдать как психологи, так и их клиенты, может помочь Вам защитить свои права и уметь отличить настоящего специалиста от непрофессионала.
Вот некоторые из этих правил:
Психолог (или психотерапевт) должен действовать в интересах клиента и учитывать их в первую очередь. Если состояние клиента вне компетенции терапевта, то терапевт должен направить его к нужному специалисту.
Если психолог знаком с клиентом или клиент является его другом или родственником, то будет лучше, если психолог направит его к другому специалисту. Это необходимо, так как специалист уже имеет сложившееся (и может быть слишком субъективное) мнение и отношения с этим человеком. Чтобы помочь клиенту терапевт должен стремиться быть наиболее объективным, чему могут препятствовать уже существующие неформальные отношения.
Часто в процессе психотерапии пациент выражает свои чувства и начинает все больше идеализировать терапевта, проецируя на него все самое лучшее, что есть в нем самом, в его прошлой жизни. В результате пациент может влюбиться в своего терапевта. Фрейд назвал этот феномен "переносом". В случае "переноса", терапевт пытается продолжать работу с пациентом, подводя его к осознанию того, что с ним происходит на самом деле. Психолог не имеет права, ни при каких обстоятельствах вступать с клиентом в интимные отношения.
Цена за консультацию должна быть установлена терапевтом во время первой встречи (разговора) с клиентом. Плата за консультацию не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента.
Психолог гарантирует своему пациенту строгую конфиденциальность в отношении полученной информации во время встреч, даже если клиент сообщает о совершенных противоправных действиях.
Если клиент сообщает о готовящихся противоправных действиях (например, о планируемом в будущем убийстве или самоубийстве), то он имеет право сообщить данную информацию в правоохранительные органы или психиатру. Клиент предварительно ставиться об этом в известность. Психолог имеет право нарушить конфиденциальность, если он выступает свидетелем в суде, о чем также сообщается клиенту.
Психотерапевт заключает контракт с клиентом. Кроме обязанностей, терапевты имеют определенные права. Если клиент пропускает консультацию и не предупреждает об этом терапевта хотя бы за 24 часа, без уважительной причины, то клиент должен оплатить пропущенную сессию, также оплачиваются и пропущенные консультации по средствам E-mail и ICQ. Также, если пациент склонен длительное время (больше 15 минут) обсуждать с терапевтом по телефону свои проблемы, то специалист имеет право назначить гонорар за потраченное время. В свою очередь психолог заранее предупреждает клиента по телефону, если консультация по каким-либо причинам переносится.

Кодекс Этики практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика)
Кодекс определяет профессиональные стандарты и общие принципы поведения психоаналитически специалистов и кандидатов в специалисты в отношении клиентов, коллег, общества и психотерапии. Аналитические отношения между клиентом и терапевтом начинаются при их первом взаимодействии, продолжаются на протяжении всего периода терапии и сохраняются после ее завершения – в постаналитической фазе. Кодекс этики определяет взаимодействие между клиентом и терапевтом на протяжении всего периода терапии и трех лет по ее окончании.
1. Практика психотерапии
Деятельность практикующего специалиста (психолога, психотерапевта, психоаналитика) направлена на решение задач и проблем клиента и осуществляется строго в рамках контракта.
Все процедуры, используемые при оказании помощи клиенту, являются вербальными или основанными на невербальных коммуникативных сигналах, которые могут быть преобразованы в вербальные.
Профессиональное поведение специалиста определяется интересами клиента, безопасностью общества и психотерапевта. Важнейшей основой психотерапевтической работы является информированность и добровольное участие клиента в аналитическом процессе.
Профессиональная этика не допускает никаких форм использования клиента в интересах аналитика. Физический контакт агрессивной или сексуальной природы со стороны специалиста или кандидата не может быть признан этичным даже при согласии на него клиента.
Этические права и обязанности психотерапевтов и клиентов:
Терапевт имеет право выбирать те или иные условия и технику терапии. Он должен сообщить клиенту, что терапия будет осуществляться в форме диалога и преимущественно – путем перевода любых побуждений или влечений в словесную форму.
Терапевт имеет право отказаться от работы с клиентом, если считает, что поставленная последним цель может быть вредна или нереалистична для клиента, общества самого терапевта.
В течение терапевтической сессии клиент имеет право выражать все свои мысли и чувства. Терапевт обязан исследовать и работать с теми мыслями и чувствами клиента, которые обращены на него. Право клиента выражать все свои чувства не должно сдерживаться неадекватным или неуместным использованием интерпретаций или обвинением в патологическом выражении чувств. Терапевт имеет право другими способами препятствовать оскорбительному поведению со стороны клиента, направленному на получение удовлетворения за его счет, и право устанавливать границы терапевтической работы.
Отношения между клиентом и терапевтом уже сами по себе являются инструментом терапии, и их развитие должно поддерживаться использованием психотерапевтических и др. техник. Клиент имеет право реагировать на терапевта в любой (вербальной) форме в течение всего времени, необходимого полной вербализации реакций на взаимоотношения. Такая (ничем не ограничиваемая) вербализация направлена на исследование особенностей личности и защит клиента, проявляемых в терапии.


Терапевт обязан использовать диагностические сессии для исследования предъявляемых проблем и принятия решения о том, сможет ли он быть полезен клиенту.
Терапевт должен активно противодействовать идеям и действиям, которые унижают достоинство клиентов в связи с их этническим происхождением, расой, полом, сексуальной ориентацией, религиозными убеждениями или социально-экономическим положением.
2. Терапевтический контракт
Терапевт заключает с клиентом терапевтический контракт и оказывает помощь исключительно в контексте этого соглашения. Контракт определяет терапевтические отношения, как обоюдное стремление, в котором профессиональные знания и навыки терапевта будут использованы для понимания сознательных и бессознательных мотивов поведения клиента в интересах решения его проблем.
Первичный контракт включает соглашение о длительности и частоте сессий, их стоимости и способе оплаты, времени и месте их проведения. Другие пункты контракта обсуждаются по мере необходимости в процессе терапии: например, условия отмены сессий, оплаты пропусков сессий и т. д.
Клиент не может подвергаться терапии против его воли или без его согласия. Это правило распространяется и на детей, для терапии которых требуется также согласие родителей или официальных опекунов. Однако, несмотря на эти особые функции взрослых, терапевт, как правило, заключает отдельный договор с ребенком. Права ребенка не могут быть нарушены односторонним соглашением с его родителями.


Конфиденциальность и протоколы:
Нарушение конфиденциальности со стороны терапевта, без письменного на то согласия клиента, является грубым нарушением профессиональной этики. Во всех других случаях информация о пациенте, полученная специалистом в процессе терапии, должна представляться (в докладах, публикациях и т. д.) таким образом, чтобы клиент не мог быть идентифицирован. Исключением являются только те случаи, когда, по мнению специалиста, сохранение конфиденциальности представляет потенциальную опасность для клиента, других людей или общества. Терапевт должен находить баланс между соблюдением конфиденциальности и сохранением благополучия общества.
Клиент должен быть проинформирован о конфиденциальности в отношении сообщаемого материала и об условиях, при которых она может быть нарушена. Договоренность о соблюдении конфиденциальности бессрочна.
Оплата терапии:
В психотерапевтической практике терапевт получает плату от клиента только за оказанные им услуги и затраченное время работы. Величина почасовой оплаты определяется на основе открытого обсуждения с клиентом и должна быть приемлемой для обеих сторон. Клиент несет материальную ответственность за пропуски сессий. Психотерапевт не платит и не получает комиссионных при передаче или направлении клиентов другим специалистам. Во всех остальных случаях вопросы оплаты решаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Профессиональная компетентность
Практикующий специалист (психолог, психотерапевт, психоаналитик) несет персональную ответственность за свою работу с и осуществляет свою деятельность только в рамках своей компетенции. В случае завершения практики, болезни или завершения контракта с клиентом он может передавать свои функции только лицам, которые по своем профессиональному опыту (образованию и тренингу) достаточно квалифицированы для их исполнения.
Психотерапевт постоянно работает над повышением свой профессиональной компетенции, участвует в конференциях, съездах, симпозиумах, семинарах и школах, посвященных актуальным проблемам психотерапии и психоанализа. Психотерапевты практикуют в рамках существующих правил в соответствии со своим уровнем компетентности.
Психоаналитически ориентированный специалист (клинический психолог или врач, в случае, если не имеет предшествующей полномасштабной постдипломной подготовки по психиатрии) никогда не прибегает к сочетанию аналитической психотерапии и психофамакотерапии, не выписывает рецептов, не устанавливает психиатрических диагнозов, не осуществляет экспертизу вменяемости клиента, не принимает решений о необходимости принудительного лечения и т.д. В ситуациях, когда тот или иной вопрос диагностики и терапевтической тактики, или сохранения здоровья и жизни клиента выходит за рамки его компетенции, аналитик считает своим профессиональным и нравственным долгом обратиться к коллеге (коллегам) из смежных областей терапевтических знаний и практики. Систематическое консультирование с коллегами, также как и консультирование обратившихся коллег, всегда осуществляется в интересах клиента, а не аналитика. Никто не может отказать своему коллеге в такого рода профессиональной поддержке и помощи.
Проведение беседы предъявляет к психологу определенные морально-этические требования, без следования которым беседа не может быть успешной. Профессиональная этика психолога сводится к следующим положениям.

Основным принципом работы психолога, как и у врача, должен быть принцип "не навреди". Независимо от формы и метода психологическое воздействие в процессе беседы не должно быть для собеседника психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать самооценку. Беседа с психологом не должна представлять для испытуемого дополнительной психологической нагрузки.

Вторым является принцип неразглашения конфиденциальной информации, полученной в ходе беседы. Заключение и выводы по результатам работы с испытуемым, предназначенные для передачи администрации, как правило, должны быть сформулированы в форме, учитывающей интересы собеседника. В случае, если испытуемый был направлен на консультацию администрацией, то желательно его ознакомить с информацией, которую психолог предоставит руководству фирмы по итогам беседы. При возникновении спорных вопросов, в случае предвзятого отношения со стороны администрации, психолог должен стараться защитить интересы собеседника, объяснить его поведение руководству фирмы.

Следующий принцип профессиональной этики связан со стилем и методами общения в процессе беседы: принцип сотрудничества с испытуемым в его интересах и общение с ним на равноправных началах. Недопустимы какие-либо формы унижения, проявления неприязни, высокомерия, либо насмешки. Рекомендуемый стиль общения предполагает: терпение, умение выслушать, приветливость, доброжелательность, доверие к личности собеседника. Учитывая естественную склонность человека к психологической защите, не следует требовать полной откровенности и стремиться получить излишнюю информацию. Явное нежелание испытуемого участвовать в беседе является достаточным поводом для ее прекращения.

Этические принципы проведения беседы: 1) добровольность участия испытуемого в беседе; 2) активность его в принятии решения; 3) конфиденциальность диагностической информации; 4) многовариантность выбора.

Заключительный принцип работы психолога - принцип постоянного профессионального самосовершенствования. Это означает высокий уровень контроля и анализа собственного поведения во время беседы, признание и исправление совершенных ошибок, понимание пределов собственной компетентности. В случаях нехватки профессиональных знаний и опыта психологу следует переадресовать испытуемого более опытному специалисту, либо организовать психологический консилиум.

В любой деятельности существуют свои профессиональные правила, реализация которых является обязательной для специалистов и во многом обуславливает эффективность их деятельности. Ниже сформулированы базовые правила ведения диагностической беседы, знание и понимание которых сможет во многом помочь психологам. Эти правила взаимодействия "исследователь - испытуемый" основаны на традициях гуманистической психотерапии. Следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психического воздействия. Остановимся на некоторых из них.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к собеседнику. Психолог создает условия, чтобы испытуемый чувствовал себя спокойно и комфортно во время беседы. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью. Необходимо принимать людей такими, какие они есть.

2. Ориентация на нормы и ценности испытуемого. Она подразумевает, что психолог во время беседы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является испытуемый.

Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого испытуемого, критическое же отношение психолога может привести к тому, что пришедший на беседу человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, и, следовательно, возможности психологического воздействия окажутся практически нереализуемыми.

3. Разграничение личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с испытуемым на дружеские отношения или пытаться оказывать психологическую помощь своим друзьям и ближайшим родственникам.

Установление тесных личных отношений между психологом и испытуемым приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и психолог уже не может сохранить объективную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем испытуемого.

В зарубежной практической психологии активно обсуждались и анализировались различные последствия вступления психолога и испытуемого в личные отношения, а также возможное влияние этого фактора на процесс и результат беседы. Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, пытаться вступить с ним в активный контакт, предлагать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для человека, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если психолог не слишком многословен; непосредственно перед тем, как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую - 45 - 60 секунд, иначе у собеседника может возникнуть состояние напряженности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

Давая собеседнику возможность установить позицию на равных, психолог первым не представляется. Первым представляется собеседник. Психолог должен пояснить, кто он, чем занимается.

Бывает, что в начале беседы психолог сталкивается с ситуацией, когда собеседнику необходимо объяснить, что такое индивидуальная беседа, на что он может рассчитывать, обращаясь за помощью. Беседа может начинаться со вступления или вопроса психолога: "Слушаю Вас...", "Что привело Вас ко мне...?".

Создаются условия для разговора о проблеме. Собеседник на этой стадии индивидуальной беседы достигает определенного комфорта, эмоционального и когнитивного принятия ситуации беседы и личности психолога.

В конце этапа "уяснения проблемы" психолог может обсудить с собеседником различные формы работы, которые могли бы принести ему пользу, объясняя насколько эффективна каждая из этих форм. Хотя это может показаться излишним, но сам момент необходим для осознания и принятия собеседником своей личной ответственности за ход совместной работы по разрешению его проблем. Это мобилизует его и на подсознательном уровне.

Собеседник способен перенести многие трудности благодаря разъяснению того, что сотрудничество есть неотъемлемая часть индивидуальной беседы. Такое соглашение, установившееся между психологом и собеседником, можно назвать "контактом". Однако этот термин больше относится к определению задач психолога и не затрагивает наиболее важный аспект - совместную работу.

Вторая стадия индивидуальной беседы обычно начинается со сбора информации о контексте темы: происходит выделение проблемы, отношение к ней клиента.

Психолог ищет ответы на следующие вопросы: "Зачем собеседник пришел?", "Как видит свою проблему?", "Что может сделать сам собеседник для решения этой проблемы?".

При этом психолог задает необходимые вопросы о ходе событий, об участниках событий и их конкретных действиях, переживаниях собеседника. Вся информация направлена на осознание собеседником контекста проблемы и его роли в происхождении психологической ситуации.

Примерно 15-20 минут идет рассказ-исповедь собеседника.

Когда собеседник выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, можно добавить: "Рассказывайте то, что считаете важным сами, а если что-то понадобится узнать мне, я сам спрошу, если вдруг в этом возникнет необходимость". Иногда собеседника можно специально успокоить: "Не торопитесь, времени у нас достаточно".

С самого начала беседы не стоит забывать о том, что психологическое воздействие - это прежде всего воздействие через слово: одна неточная формулировка или реплика - и собеседник надолго может быть выбит из колеи, может обидеться на психолога, замкнуться, почувствовать себя неуверено и одиноко. И тогда психологу придется потратить много времени на исправление ситуации и восстановление контакта.

К таким неудачным словам, которые иногда встречаются в речи, относится, например, слово "проблема". Употребление данного слова в начале беседы до того, как его по отношению к себе применил сам собеседник, может вызвать негативную реакцию. "Проблема" может прозвучать для человека как приговор или диагноз, в то время, как он может совершенно иначе оценивать свою ситуацию. Другая, часто встречающаяся ошибка начинающих психологов, - излишняя фиксация внимания собеседника на особенностях ситуации беседы репликами типа: "Не бойтесь", "Не напрягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, Вы...". В какой бы форме они не прозвучали, из них следует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т. д.

В это время психолог сам пытается определить строение внутреннего мира собеседника, то, какими модальностями этого внутреннего мира он владеет. Модальность — особое качество, которое выражается в таких признаках, как: а) разрешение; б) акцентирование; в) обязывание; г) запрещение; д) одобрение; е) порицание и некоторых других.

Через анализ контекста рассказа-исповеди собеседника психолог может выяснить, что знает собеседник о:
• возможностях своих действий;
• своих целях;
• своих мыслях;
• своих чувствах.
Следует также решить вопрос о том, что надо знать собеседнику о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более гармоничным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст рассказа собеседника, где есть ключевые слова, отражающие содержание его проблемы; на невербальные сигналы. Как во всем тексте, произнесенном собеседником, так и в каждой его фразе есть эти ключевые слова. Ключевое слово в любом тексте может быть определено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл всего текста или отдельной фразы в тексте нарушается.

На этой фазе беседы часто выясняется, что то, как интерпретирует свою ситуацию собеседник, в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: