Тема 2. Лекция

В каждой профессии есть просто работники, специалисты и профессионалы экстракласса.
Под работниками следует понимать занятых в данной конкретной сфере деятельности людей, помогающих основным специалистам выполнять их главные функции. Например, если иметь в виду психологию, то они обслуживают аппаратуру, применяемую в своей деятельности психологом. Имея математическую подготовку, они могут также проводить количественную обработку массива экспериментальных данных или результатов разового обследования, которые получает психолог. Или, скажем, имея образование в области информатики и компьютерной техники, они в содружестве с психологом делают программы изучения человека, замыкаемые на компьютер.
Специалист-профессионал — это человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей в главной сфере функционирования того учреждения, в котором он работает. В основу подготовки такого специалиста закладываются знания, умения, навыки в соответствии с про-фессиографией его действий. Если иметь в виду подготовку специалиста-психолога, то она идет через усвоение им дисциплин, заложенных в учебный план и реализуемых в форме лекций, семинарских, лабораторных и практических занятий, разных видов тренинга, курсовых и дипломных работ.
Таким образом, если понятие «профессионализм» свести к понятию специалист, то ведущим (системообразующим) качеством выступает запланированное, если хотите, заданность действий.


За ними, как правило, стоят усвоение студентами знаний, показанных преподавателями или воспринятых из учебных руководств образцов решения задач, простое перенимание умений, демонстрируемых педагогами.
Такая исходная установка, на которую оказывается ориентированным процесс обучения, фактически предполагает проявление учащимися (будь то студенты или аспиранты), при наличии, конечно, с их стороны ответственности и дисциплинированности, способности к воспроизведению учебного материала, дававшегося преподавателями. А сам такой метод, оцениваемый в целом, является не чем иным, как натаскиванием.
Практика подготовки специалистов во многих областях труда показала, что использование такой установки в обучении дает достаточно высокий результат, выражающийся в формировании специалиста исполнительского уровня. Однако для формирования профессионала, обеспечивающего благодаря развитым у него психическим свойствам личности достижение ранее не бывшего, прорыв в неведомое, а в психологии — обнаружение новых феноменов, открытие новых закономерностей, выявление новых механизмов, разработку и применение новых технологий успешной работы с отдельным человеком и с общностями людей, указанный выше подход недостаточен.


Так сказать, канонизированные психологические знания, умения, навыки, превращаемые в учебном процессе в собственные знания, навыки и умения студента или аспиранта, — это лишь своеобразный ликбез, над которым обязательно должна надстроиться система подготовки, делающая из ординарного специалиста психолога-исследователя, первооткрывателя, творца.
А составляющим такую систему элементом будет не только приучение студентов и аспирантов при постижении психологии видеть еще не решенные наукой проблемы и задумываться над путями их «закрытия», но и обязательное развитие у них потребности и способности вести постоянный поиск фундаментальных по своей научной убедительности ответов на вопросы, на которые другие психологи такие ответы еще не успели или не смогли дать.
Но поскольку объектом изучения для психологии выступает человек, готовя профессионала-психолога, мало создавать у него установку на творческий поиск и на постоянное развитие креативности как стержневой характеристики в своем интеллекте, нацеленной на получение нового знания о психическом мире. Еще важно добавить формирования у него отношения к человеку как к высшей ценности. И при таком результате все более глубокое проникновение в законы и механизмы работы внутреннего мира человека будет определяться высоким нравственным императивом: своими находками, когда ими воспользуются люди, сделать их в конце концов более мудрыми, грамотно обращающимися как со своим «Я», так и с личностью любого другого человека, а значит, и стать более счастливыми.


Таким образом, значимость профессионального интеллекта психолога-исследователя и общая гуманистическая направленность его работы оказываются накрепко сопряженными друг с другом. Поэтому полностью прав В.А. Пономаренко, когда пишет, что «для подлинного профессионала (у нас профессионала-психолога) духовное пространство — не метафора, а социальная реальность его взаимоотношений со своей совестью. Это и есть то системное свойство, которое отличает профессионала от специалиста»*.
Задумываясь о путях продвижения человека, избравшего областью своей деятельности психологию, со ступени просто специалиста — начинающего или со стажем — на уровень высокого профессионализма, невольно приходишь к выводу, что лица, проектирующие и осуществляющие весь этот процесс, должны хорошо осмыслить все этапы его развертывания, содержательное наполнение каждой его фазы и методические формы его реализации.
Прежде всего, представляется, что на психологические отделения и факультеты должны зачисляться молодые люди с более развитым интеллектом, имеющие непоказной интерес к внутреннему миру другого человека, для которых этот другой человек — одна из главных ценностей жизни и которые хотели бы продвинуть дальше изучение психики или, как раньше говорили, души, чтобы, все глубже постигая ее сущность, помогать людям разумнее строить труд, познание, общение.
Сказанное не должно восприниматься как прекраснодушный призыв, потому что сейчас в психологию очень часто идут люди, которым вообще противопоказано работать в сфере «человек—человек».
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.


Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.
Профессиональная этика изучает:
- отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
- нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
- взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
- особенности профессионального воспитания.


Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II века до н.э. христианская библейская книга "Мудрость Иисуса, сына Сирахова", в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: "корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы". В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. А в феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, а рай представлялся как вечная жизнь без труда. При капитализме отчуждение рабочих от средств производства и результатов труда порождало два типа нравственности: хищнически-грабительскую капиталистическую и коллективистски-освободительскую рабочего класса, распространявшуюся и на сферу труда. Об этом пишет Ф.Энгельс "... каждый класс и даже профессия имеют свою мораль".
Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики.
Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса,
Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом.


Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.


Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.
В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: