Уровни и структура научной теории

Ю.Н. Карандашев выделяет следующие уровни научной теории или знания:

Концептуальный уровень.

Он определяется признаками:

- дедуктивности – аксиоматического способа анализа проблемы. То есть, задаются исходные постулаты, истинность которых находится вне сомнения. На основе этих аксиоматических посылок посредством правил формальной логики генерируются новые высказывания;

- гносеологичности – знание о знании;

- универсальности – знание об объекте относится к любой предметной области;

- теоретичности – знание получают опосредованным путем, через сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.п.;

- научности – знание, полученное логическим путем, остается «знанием ради знания», т.е. оно не обнаруживает способности быть полезным.

Метасистемный уровень.

Признаки те же, но в отличие от предыдущего не дедуктивный, а индуктивный способ получения знаний – то есть не от исходных постулатов-аксиом к следствиям, а от уже известных следствий и выводов (известные теории, эмпирические исследования, повседневная практика) к исходным определениям и аксиомам, составляющим основу теории. Таким образом, исследовательская мысль движется от частного к общему.

Общесистемный уровень.

Характеризуется признаками:

- индуктивности;

- универсальности;

- научности;

- теоретичности;

- но: онтологичности (т.е. знание об объекте, а не знание о знании).

Иначе говоря, высказывания всегда проецируются на действительность, имеют своего предметного «двойника».

Теоретический уровень.

Признаки:

- индуктивности;

- онтологичности;

- теоретичности;

- научности;

- но: региональности, а не универсальности. То есть, высказывание приобретает специфику той предметной сферы, которую оно описывает, и истинность его определяется степенью его адекватности (соответствия описываемой действительности).

Эмпирический уровень.

Характеризуется признаками:

- индуктивности;

- онтологичности;

- региональности;

- научности;

- но: эмпиричности. Этот признак предполагает переход от теоретичности к эмпиричности, то есть включение форм непосредственного познания действительности, которое реализуется в виде измерения, наблюдения, оценки и т.п. В результате принцип адекватности получает прямую возможность проверки своих гипотез, так как не всякое утверждение является подтверждаемым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: