Ю.Н. Карандашев выделяет следующие уровни научной теории или знания:
Концептуальный уровень.
Он определяется признаками:
- дедуктивности – аксиоматического способа анализа проблемы. То есть, задаются исходные постулаты, истинность которых находится вне сомнения. На основе этих аксиоматических посылок посредством правил формальной логики генерируются новые высказывания;
- гносеологичности – знание о знании;
- универсальности – знание об объекте относится к любой предметной области;
- теоретичности – знание получают опосредованным путем, через сравнение, сопоставление, анализ, синтез и т.п.;
- научности – знание, полученное логическим путем, остается «знанием ради знания», т.е. оно не обнаруживает способности быть полезным.
Метасистемный уровень.
Признаки те же, но в отличие от предыдущего не дедуктивный, а индуктивный способ получения знаний – то есть не от исходных постулатов-аксиом к следствиям, а от уже известных следствий и выводов (известные теории, эмпирические исследования, повседневная практика) к исходным определениям и аксиомам, составляющим основу теории. Таким образом, исследовательская мысль движется от частного к общему.
Общесистемный уровень.
Характеризуется признаками:
- индуктивности;
- универсальности;
- научности;
- теоретичности;
- но: онтологичности (т.е. знание об объекте, а не знание о знании).
Иначе говоря, высказывания всегда проецируются на действительность, имеют своего предметного «двойника».
Теоретический уровень.
Признаки:
- индуктивности;
- онтологичности;
- теоретичности;
- научности;
- но: региональности, а не универсальности. То есть, высказывание приобретает специфику той предметной сферы, которую оно описывает, и истинность его определяется степенью его адекватности (соответствия описываемой действительности).
Эмпирический уровень.
Характеризуется признаками:
- индуктивности;
- онтологичности;
- региональности;
- научности;
- но: эмпиричности. Этот признак предполагает переход от теоретичности к эмпиричности, то есть включение форм непосредственного познания действительности, которое реализуется в виде измерения, наблюдения, оценки и т.п. В результате принцип адекватности получает прямую возможность проверки своих гипотез, так как не всякое утверждение является подтверждаемым.