Принципы научного исследования

В научной методологии есть два основных принципа проверки гипотез: принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости, которые являются критериями научного знания.

Принцип верифицируемости или принцип фактической подтверждаемости теории был выдвинут О. Контом в XIX веке. Соблюдение данного принципа предполагает, что ученый должен создавать теорию не умозрительно, а основываясь на обнаруженных фактах и закономерностях.

Принцип фальсифицируемости или принцип потенциальной опровержимости научной теории был предложен К. Поппером. Ученый сформулировал его в виде правила «Мы не знаем – мы можем только предполагать». Это значит, что каждая теория – всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментально. С позиций критического рационализма (мировоззрения К. Поппера и его последователей), эксперимент – это метод опровержения правдоподобных гипотез. Из логики критического рационализма исходит современная теория статистической проверки гипотез и планирования эксперимента.

Кроме вышеизложенных, в психологическом исследовании используются следующие общенаучные методологические принципы:

Принцип объективности. Он выражается во всестороннем учетепорождающих то или иное явление факторов, условий, в которых они развиваются; адекватности исследовательских подходов и средств, позволяющих получить истинное знание об объекте. Этот принцип предполагает исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в подборе и оценке фактов.

Принцип объективности диктует требование доказательности, обоснованности исходных посылок, логики исследования и его выводов. В связи с этим, важно установить и учесть все относящиеся к изучаемым явлениям факты и правильно их истолковывать.

Требование доказательности предполагает также альтернативный характер научного поиска. То есть, необходимо выделить и оценить все возможные варианты решения, выявить все точки зрения на исследуемый вопрос.

Принцип сущностного анализа. Соблюдение этого принципа связано с соотношением в изучаемых явлениях общего, особенного и единичного, с раскрытием законов их существования и функционирования. Этот принцип предполагает движение исследовательской мысли от описания к объяснению и прогнозированию. При соблюдении данного принципа должны выполняться следующие основные требования:

- учет непрерывного изменения и развития;

- выделение основных факторов;

- раскрытие противоречивости изучаемого предмета, его количественной и качественной определенности.

Генетический принцип. Предполагает рассмотрение изучаемого факта или явления на основе анализа условий его происхождения и последующего развития. Соблюдение данного принципа требует выявления моментов смены одного уровня функционирования другим, качественно иным.

Принцип единства логического и исторического. Требует в каждом исследовании сочетать изучение истории объекта (генетический аспект) и теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии), а также перспектив его развития. Это требование обосновано тем, что исторический анализ возможен только с позиций определенной научной концепции, а теоретический анализ несостоятелен без изучения генезиса (происхождения, становления) объекта. Отсюда вытекает требование преемственности, учета накопленного опыта, традиций и достижений прошлого.

Принцип концептуального единства исследования. Предполагает последовательное построение исследования на основе единой определенной концепции. Исследователь может выработать ее сам или присоединиться к одной из существующих.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: