- решающие;
- значительные;
- незначительные.
Решающие данные – это сведения, позволяющие однозначно принять или отвергнуть выдвинутую гипотезу.
Значительные данные - это данные, вносящие весомый вклад в решение проблемы, но недостаточные для ее решения без привлечения других сведений.
Незначительные данные – данные малой информативности по решаемому вопросу.
По области и характеру источников информации
- социологические;
- психологические;
- педагогические;
- физиологические и т.д.
Социологические, психологические и т.д.– данные, полученные в соответствующих сферах бытия, в первую очередь – общественного бытия. В узком смысле – это данные соответствующих наук.
По методам исследования
- данные наблюдения;
- данные опроса;
- экспериментальные данные и т.д.
Данные наблюдения, опроса и т.д. – сведения, полученные с помощью того или иного эмпирического метода.
По методам в сочетании с источниками (классификация Р.Б. Кеттелла)
- L-данные;
- Q-данные;
|
|
- T-данные.
Указанная группировка предложена американским психологом Р.Б. Кеттеллом в середине XX столетия и обычно относится к данным по проблемам личности и социально-психологическим вопросам.
L-данные – сведения, получаемые путем регистрации фактов реальной жизни. Обычно это данные наблюдения за повседневной жизнью человека или группы. С них рекомендуется начинать предварительное решение проблемы.
Q-данные – сведения, получаемые с помощью опросников, тестов интересов, самоотчетов и других методов самооценок, а также путем свободного обследования психиатров, учителей и т.п. Благодаря простоте инструментария и легкости получения информации эти данные занимают ведущее место в исследованиях личности.
Т-данные – сведения, получаемые с помощью объективных тестов, а также физиологических измерений. Эти данные «объективны», поскольку их получают в результате объективного измерения реакций и поведения человека без обращения к самооценке или оценке экспертов. Например, это тесты способностей, тесты интеллекта и т.п.