Подготовка эмпирического исследования

Включает подбор комплекса методик и методов, которые соответствуют основной теоретической концепции исследования, а также понятийному аппарату объекта, предмета, целей, задач и гипотез исследования. При этом все методики исследования должны быть:

- надежными. Надежность – это помехоустойчивость методики, независимость ее результатов от действия случайных факторов, таких как условия тестирования (время суток, освещенность, уровень шума), с одной стороны, и состояния испытуемого, с другой. Надежная методика дает точную информацию об измеряемом психологическом качестве. Но и при использовании даже очень надежной методики необходимо стремиться, чтобы экспериментальные условия были нормальными, чтобы исследование проходило в отдельном, хорошо освещенном помещении, в дневное время, без постороннего шума, и состояние испытуемого должно быть удовлетворительным, отсутствовать жалобы с его стороны на усталость, плохое самочувствие, нежелание работать;

- валидными. Валидность показывает соответствие теста измеряемому психологическому качеству. Высокая валидность методики показывает, что она измеряет именно то психологическое качество, которое заявляют ее авторы;

- репрезентативными. То есть предназначенными именно для той группы испытуемых, которая соответствует выборке исследования.

Все вышеперечисленные критерии объективности тестов указываются либо в самой методике, либо их можно посмотреть в психодиагностическом словаре.

Далее, желательно подбирать такие методики, которые сразу же дают интервальную шкалу, то есть брать стандартизированные тесты, где есть перевод «сырых баллов» в стены, Т-баллы, шкальные оценки и т.п.

Кроме подбора методов и методик исследования на этом этапе исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, а также формирует выборку исследования.

Формирование выборки должно отвечать следующим требованиям:

- содержательному критерию или критерию операциональной валидности. Это значит, что исследуемое нами свойство можно изучать именно на такой выборке. Например, абсолютно бессмысленно изучать долговременную память на выборке младенцев, так как она у них еще не развита;

- критерию эквивалентности испытуемых или критерию внутренней валидности. Это значит, что в сравниваемых между собой группах испытуемых по определенному параметру (изучаемой переменной), все остальные показатели должны быть примерно одинаковыми. Например, если мы сравниваем две группы студентов по показателю «доброжелательность», то испытуемые каждой группы должны быть уравнены по половому, возрастному составу, по социально-демографическим характеристикам, по успеваемости и по другим важным для исследования качествам;

- критерию репрезентативности, то есть соответствия характеристик испытуемых данной выборки характеристикам представителей всей генеральной совокупности.

Так как испытуемые должны быть равноценными по возрасту, полу, уровню общего развития, социальному положению, состоянию межличностных отношений и многому другому, то на практике в качестве равноценных групп берут однородную во многих отношениях популяцию одного класса, студентов одной специальности, а затем из этой популяции респондентов выбирают наугад.

Объем выборки обусловливается задачами исследования и той отраслью психологии, в которой работает автор. Например, для исследований в области клинической психологии выборка может включать не более 5-7 человек. Это обуславливается сложностью подбора эквивалентных групп испытуемых с точки зрения клинической картины заболевания. В возрастной психологии выборка включает обычно до 100 испытуемых. В то время как в социальной психологии - их количество может насчитывать 200-1000 человек.

В курсовом исследовании в выборку, как правило, включается от 30 до 50 человек, если предполагается выявление различий на достаточно высоком уровне статистической значимости (р≤0, 01). Иногда это количество по независящим от исследователя причинам может быть меньше, например, учащиеся одного класса (их столько, сколько всего в классе учеников, и не может быть больше).

На этапе подготовки к проведению эмпирического исследования осуществляется пилотажный (или пробный) эксперимент.

Его цель:

1. Выявить слабые места.

2. Определить степень соответствия подобранных методик тому, что необходимо изучить.

3. Отработать навык проведения исследования.

4. Получить предварительные результаты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: