Свойства. Несмотря на то что в формировании перцептив­ного образа участвуют многие органы чувств, процес­сы восприятия имеют общие свойства

Несмотря на то что в формировании перцептив­ного образа участвуют многие органы чувств, процес­сы восприятия имеют общие свойства. Это предмет­ность, целостность, структурность, константность, ос­мысленность и избирательность (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Классификационная схема свойств перцептивных процессов

Предметность восприятия заключается в том, что человек, воспринимая информацию от внешних ис­точников, относит их к реальной внешней (предмет­ной) среде. Другими словами, воспринимаемые чело­веком психические образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.

Предметность не является врожденным свойством человека, а формируется на основе двигательных ком­понентов при непосредственном контакте с объек­том. Более того, человек узнает объекты не столько по внешнему виду, сколько по их предметному на­значению и свойствам. Так, автомобиль воспринима­ется им не как нечто большое и обтекаемое на коле­сах, а как средство комфортного передвижения, т.е. воспринимаемый объект осмысляется с позиций его предметного предназначения.

Целостность восприятия выражается в форми­ровании целостного образа объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его отдельны­

ми составляющими. Даже при неполной информа­ции об объекте восприятие позволяет мысленно «до­страивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Целостность, как и предметность, также приоб­ретается в повседневной практике человека и часто обеспечивается знанием той ситуации, в которую вклю­чен воспринимаемый объект. Так, известно, что люди, которым возвращено потерянное в раннем детстве зрение, не в состоянии сразу воспринять объекты в их целостности. Вместе с тем человек без труда про­читает название своей улицы на стене дома, основа­тельно стертое временем.

Структурность восприятия состоит в том, что в сознании человека объект отражается не но одному своему признаку, а по мере последовательного поступ­ления других признаков. В этой последовательности человек узнает устойчивое соотношение различных признаков объекта, т.е. его структуру. Например, чело­век узнает мелодию песни не по одной ее ноте и не по неупорядоченному набору звуков. Мелодия будет воспринята как обобщенная структура на взаимосвя­зи прозвучавших нот в гармонии.

Очевидно, существует тот минимальный набор признаков, который позволяет узнавать воспринимае­мый объект с достаточно высокой степенью вероятнос­ти. Эта величина носит название порога восприятия.

Константность восприятия выражается в отно­сительной способности сохранять постоянство неко­торых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, при из­менении расстояния до объекта, его угловом смеще­нии и изменении освещенности человек воспри­нимает этот предмет неизменным - таким, каков он есть на самом деле. Константность перцептивной сис­темы человека как бы компенсирует эти изменения. Это свойство обеспечивает ему возможность правиль­ной ориентации в изменчивой внешней среде.

Примеры проявления константности при зри­тельном восприятии объектов:

восприятие цвета предмета довольно устойчиво даже при изменении внешней освещенности (конечно, до определенного, порогового уровня);

восприятие роста человека не изменяется при его уда­лении даже на значительные расстояния;

восприятие формы предмета поддерживается посто­янным при изменении его положения относительно линии взора наблюдателя.

Свойство константности не обусловлено генети­чески. Известно, что люди, никогда не видевшие пред­метов на близком расстоянии, воспринимают их на удалении как маленькие, но отнюдь не как удален­ные. Летчики же воспринимают объекты на земле без искажения их натуральных размеров. Констант­ность обеспечивается работой перцептивного меха­низма; который функционирует как самонастраиваю­щаяся система, адаптирующая информационные воз­можности человека к текущим условиям восприя­тия. Конечно же, такие перцептивные качества могут быть приобретены человеком через жизненный опыт, многократные встречи с объектом в самых различ­ных условиях его восприятия.

Можно лишь представить себе те последствия, которые постигли бы человека в результате деприва­ции восприятия. На каждом шагу он встречался бы с «неопознанными» объектами, которые на самом деле встречались ему в повседневной жизни.

Осмысленность восприятия состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных образов просто не су­ществует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмысленность всегда дополняется прошлым опытом и предполага­ет обязательное понимание того, что воспринимается.

Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, представляющие интерес в данный момент предметы или их детали воспринимаются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фоном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «оста­новки» на глазах, губах и носу как наиболее инфор­мативных источниках внешности. Рассматривая кар­тину, висящую на стене выставочного зала, посетитель воспринимает прежде всего изображение на полотне, а не рамку, в которую оно «завернуто». В какой-то мере это позволяет говорить об активности воспри­ятия. Правда, здесь следует учитывать, что сама при­рода сознания человека активна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: