Методы научного познания и методики деятельности и обыденности

Метод (путь исследования или познания) — систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.

Научный метод — система средств, приемов и операций, с помощью которых осуществляется построение теоретических моделей мира. Модель обеспечивает решение определенных практических задач.

Две стороны теоретической системы — 1) реконструкция существующих знаний об объекте; 2) нормативные предписания, указывающие как вести себя в отношении объектов или метод практического использования объекта.

Методология — учение о системе методов, приемов, способов и правил научного исследования.

Метод научного исследования (познания) – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций.

Методика – это совокупность способов и приемов познания.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Декарт видел цель познания в овладении силами природы, а также в усовершенствовании самого человека. В современной литературе цель познания усматривается в истине.

Научное познание, в отличие от других форм познания (научное, художественное, философское, мифологическое, религиозное), — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Виды методов:

— Аналитический метод (логика);

— Дедуктивный метод;

— Диалектический метод;

— Индуктивный метод;

— Интуитивный метод;

— Научный метод;

— Обобщённый метод;

— Экспериментальный метод

Хотя научная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которые применяются и в науке: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр.

Основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.

Метод в математике — синоним способа, алгоритма решения задачи, достижения цели.

Метод в информатике — единый обобщённый способ решения задач определённого класса.

Метод решения — ошибочный, если он даёт неправильные результаты для определённых задач.

Метод решения — правильный, если он даёт правильные результаты для всех задач данного класса.

Общелогические приемы познания: анализ и синтез, абстрагирование (объективная и субъективная основы), обобщение, индукция и дедукция, аналогия и моделирование

Методы научного познания:

эмпирические: наблюдение и описание (прямое, косвенное — через последствия, непосредственное, опосредованное — через приборы), измерения, эксперимент;

научно-теоретические: мысленный эксперимент, идеализация (исключение условий необходимых для существования объекта), формализация (построение абстрактно-математических моделей), аксиоматический метод (из самоочевидных положений дедуктивно выводятся следствия), гипотетико-дедуктивный метод (из выдвинутой гипотезы выводятся утверждения об эмпирических фактах, которые должны соблюдаться), метод верификации (проверка теоретических конструкций через эмпирическую проверку менее абстрактных следствий), метод фальсификации (гипотеза верна, пока не нашлось противоречий в проверках метода верификации), исторический и логический методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: