Методологические идеи Канта. Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х годов ΧVІІІ в. его интересовали главным образом естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефизиологические, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии.
Таким образом, философское развитие Иммануила Канта разделяют обычно на два периода: "докритический" (до 1770 г.) и "критический".

1. "Докритический"1.1 Естественнонаучные и натурофилософские темы. Важнейший трактат цикла - "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755). Описывается картина развивающейся вселенной, формирующейся из хаоса естественным путем материи под воздействием сил притяжения и отталкивания. 1.2 Философская методология. Кант хотел отыскать способ превращения метафизики в точную науку. Кант не раз высказывал мысль, что философ должен всячески сторониться произвольных измышлений. Иными словами, одной из главных проблем философии является вопрос о границах человеческого познания. Об этом Кант заявляет в одной из наиболее влиятельных работ докритического периода "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики" (1766).

2. Критический период: Предмет теоретической философии - исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. Он называет свою философскую систему критической, или критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика – "Критика чистого разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума", - Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.

Главной чертой методологии является положение о трансцендентальной логике как противопоставление традиционной. Мышление - единственный способ существования знания. В сознании нет ничего, не воплощённого в знании и, наоборот, в знании нет объективных определений, не являющихся определениями “трансцендентального единства сознания”. Знание и познание существуют как единая реальность. Сутью трансцендентального метода Канта является нахождение скрытых предпосылок того или иного знания, которое, следовательно, оказывается результатом установок, средств, которыми обладает субъект.

При этом рассудок осуществляет синтетическую функцию, подводя познаваемое под категории, чистые априорные понятия. Но поскольку объект познания есть некая “вещь в себе”, как бы подмножество совокупного абсолютного знания о мироздании, абсолютной истины, то задача познающего субъекта при этом состоит в конструировании образа познаваемого внутри сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: