Закономерности и модели (теории) порождения зрительных ощущений

Эмпирические законы смешения цветов (Грассман, 1853 г.):

Следует различать: а) смешения-исключения цветов (субтрактивное смешение) – смешения пигментов на палитре, в результате которого изменяются характеристики поглощения и отражения световых лучей разной длины окрашенной поверхностью; б) смешения-наложения световых лучей разной длины (аддитивное смешение), которые одновременно воздействуют на одни и те же участки сетчатки глаза.

· К каждому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, что при их смешении-наложении будет возникать ахроматический цвет (белый-серый-черный). Такие цвета называют дополнительными.

· Смешение-наложение двух не дополнительных цветов дает промежуточный хроматический цвет.

· Все цветовые тона можно получить путем смешения-наложения трех соответственно подобранных хроматических цветов.

Модель «цветового круга» И.В. Гете

1. Отношения между цветовыми оттенками можно представить в форме графической модели «цветового круга», который строится по вершинам вписанных в окружность равносторонних треугольников:

· Треугольник, с вершиной, направленной вверх (основные цвета): верхняя вершина – желтый цвет, левая вершина – красный цвет, правая вершина – бирюзовый цвет.

· Треугольник с вершиной, направленной вниз (дополнительные цвета): Нижняя вершина – фиолетовый цвет, левая вершина – оранжевый цвет, правая вершина – зеленый цвет.

· Промежуточные тона, выступающие как взаимно дополнительные: а) желто-зеленый – синий – малиновый; б) пурпурный – желто-оранжевый – циан.

2. Низкочастотные цвета эмоционально воспринимаются как теплые (от желтого до пурпурного), высокочастотные (от желто-зеленого до фиолетового) – как холодные.

3. Существует разные типы отношений между цветами, которые воспринимаются как эмоционально гармоничные:

· Аналоговая гармония – комбинация цветовых тонов, которые являются соседними в цветовом круге (используется с целью передачи ощущений-переживаний тепла – холода).

· Прямая дополняющая гармония – основывается на сочетании противоположных тонов на цветовом круге.

· Составная гармония – основывается на сочетании тонов, расположенных в вершинах равносторонних треугольников, вписанных в цветовой круг.

Эвальд Геринг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: