Эмпирические законы смешения цветов (Грассман, 1853 г.):
Следует различать: а) смешения-исключения цветов (субтрактивное смешение) – смешения пигментов на палитре, в результате которого изменяются характеристики поглощения и отражения световых лучей разной длины окрашенной поверхностью; б) смешения-наложения световых лучей разной длины (аддитивное смешение), которые одновременно воздействуют на одни и те же участки сетчатки глаза.
· К каждому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, что при их смешении-наложении будет возникать ахроматический цвет (белый-серый-черный). Такие цвета называют дополнительными.
· Смешение-наложение двух не дополнительных цветов дает промежуточный хроматический цвет.
· Все цветовые тона можно получить путем смешения-наложения трех соответственно подобранных хроматических цветов.
Модель «цветового круга» И.В. Гете
1. Отношения между цветовыми оттенками можно представить в форме графической модели «цветового круга», который строится по вершинам вписанных в окружность равносторонних треугольников:
· Треугольник, с вершиной, направленной вверх (основные цвета): верхняя вершина – желтый цвет, левая вершина – красный цвет, правая вершина – бирюзовый цвет.
· Треугольник с вершиной, направленной вниз (дополнительные цвета): Нижняя вершина – фиолетовый цвет, левая вершина – оранжевый цвет, правая вершина – зеленый цвет.
· Промежуточные тона, выступающие как взаимно дополнительные: а) желто-зеленый – синий – малиновый; б) пурпурный – желто-оранжевый – циан.
2. Низкочастотные цвета эмоционально воспринимаются как теплые (от желтого до пурпурного), высокочастотные (от желто-зеленого до фиолетового) – как холодные.
3. Существует разные типы отношений между цветами, которые воспринимаются как эмоционально гармоничные:
· Аналоговая гармония – комбинация цветовых тонов, которые являются соседними в цветовом круге (используется с целью передачи ощущений-переживаний тепла – холода).
· Прямая дополняющая гармония – основывается на сочетании противоположных тонов на цветовом круге.
· Составная гармония – основывается на сочетании тонов, расположенных в вершинах равносторонних треугольников, вписанных в цветовой круг.
Эвальд Геринг