После распада СССР в конце 1991 г. Россия вступила в новый исторический период. Ей предстояло перейти на новый путь общественного развития и для этого требовалось провести реформы во всех сферах - в политической системе, экономике, культуре, общественной жизни. За образец было взято общественное устройство передовых стран Запада. России в очередной раз предстояло совершить модернизационный рывок, и, как и прежде, он инициировался государством. Иного варианта не могло быть из-за отсутствия в стране развитых гражданских институтов. Поэтому успех российской модернизации целиком зависел от успеха решения вопроса о государственной власти.
Процесс формирования современной российской государственности начался еще в рамках СССР. Ко времени его распада в Российской Федерации (РФ) уже сложились органы высшей власти в лице Съезда народных депутатов РФ и двухпалатного Верховного Совета, избираемого из числа депутатов, президента и правительства, создан Конституционный суд, высший орган в системе судебной власти. 12 июня 1990 г. была принята Декларация о суверенитете России. После августа 1991 г. началось укрепление исполнительной власти на местах - был введен институт глав администраций, которых поначалу назначал президент. В субъектах Федерации появились также представители президента России. Однако становление подлинно суверенной российской государственности началось только после ликвидации Советского Союза.
|
|
Первой проблемой российского руководства стало недопущение распада России подобно СССР. Эта угроза была реальной, поскольку все российские автономные республики и области объявили себя суверенными. Некоторые из них (Татария, Башкирия, Якутия) взяли курс на выход из России, а Чечня заявила о выходе и о готовности защищать свою независимость вооруженным путем. 31 марта 1992 г. в Москве был подписан Федеративный Договор, который определил характер отношений между 89-ю субъектами РФ (республики, края, области, округа) и федеральным центром. Договор не подписала Чечня, а Татарстан, согласившись присоединиться к нему на особых условиях, начал затяжные переговоры с центральной властью.
Несмотря на подписание Договора большинством субъектов Федерации, межнациональные отношения остались сложнейшей проблемой внутриполитической жизни в посткоммунистической России. В 1992 г. начались вооруженные конфликты на национальной основе на Северном Кавказе. Единая Чечено-Ингушская республика разделилась на две - Чечню и Ингушетию. Затем начался северо-осетино-ингушский кровавый конфликт, для ликвидации которого федеральный центр использовал вооруженные силы. Сепаратизм и антирусские настроения охватили Туву. Обострилась проблема беженцев и вынужденных переселенцев. В Россию шел их поток из Средней Азии, Казахстана, Закавказья. Усилилась миграция из России в ближнее и дальнее зарубежье. Стремительно назревал кризис в Чечне.
|
|
С исчезновением осенью 1991 г. КПСС как общего врага прежде единый российский демократический лагерь раскололся на либерал-демократов западного толка (были представлены преимущественно в исполнительной власти) и очень неоднородную по идейным и политическим воззрениями категорию политиков, в конечном итоге тяготевших к коммунистическим либо социал-демократическим идеалам (преобладали в советах всех уровней). В основе этого раскола лежали разные взгляды на две фундаментальные проблемы - государственное строительство и социально-экономическое развитие страны. По обеим проблемам шла многолетняя напряженная война.
В процессе становления российской государственности важное место заняла подготовка новой Конституции, поскольку действовавшая тогда Конституция РСФСР со всеми внесенными в нее поправками не соответствовала существовавшей в стране общественно-политической ситуации, функции и компетенции разных ветвей новой российской власти в ней не были определены. Работа над проектом новой Конституции началась с середины 1990 г. Конституционная комиссия под председательством президента Ельцина несколько раз представляла различные проекты, но Съезды народных депутатов отклоняли их. Единой точки зрения по вопросу о форме государственного устройства страны не было. Две ветви власти - исполнительная и законодательная - боролись за верховенство, пытаясь усилиться за счет другой стороны. По вопросу о том, чем должна быть Россия - президентской или парламентской республикой, не было единства и в обществе.
Политическая жизнь в России в начале 90-х гг. характеризовалась острым противостоянием исполнительной и законодательной властей по всем важным вопросам. К весне 1992 г. также оформилась внешняя по отношению к власти оппозиция в лице левых движений коммунистической ориентации, объединившихся в "Трудовую Россию" (лидер В.И. Анпилов). Вскоре появился Фронт национального спасения. В него вошли несколько национал-патриотических и прокоммунистических организаций, среди которых основной была восстановленная в феврале 1993 г. Компартия РФ (Г. А. Зюганов).
Главным, но не единственным, предметом противостояния исполнительной и законодательной ветвей власти стала начатая в стране в 1992 г. экономическая реформа. Конфронтация достигала наивысшей степени на Съездах народных депутатов. На VII съезде в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар, глава правительства, под руководством которого в России начали проводиться рыночные реформы, был вынужден уступить свой пост В.С. Черномырдину, а Ельцин обратился к народу с просьбой ответить на вопрос, какую власть народ поддерживает -исполнительную или законодательную.
В 1993 г. противостояние властей продолжалось. В марте президент попытался ввести особое управление страной. Депутаты расценили это как нарушение Конституции и на срочно созванном IX съезде предприняли попытку импичмента (отстранения от власти) президента, которая сорвалась. Проведенный в апреле референдум о доверии президенту и Съезду народных депутатов не дал четкого ответа. Каждая из сторон трактовала его результаты в свою пользу.
Летом 1993 г. работало Конституционное совещание с участием представителей государственных и общественных органов. Оно подготовило проект новой российской Конституции. Верховный Совет был категорически против его. Противостояние двух ветвей власти еще больше обострилось. Главным "орудием" борьбы стали взаимные обвинения в коррупции.
|
|
Осенью 1993 г. политический кризис достиг высшей точки. 21 сентября президент объявил о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, о последующем проведении референдума по проекту новой Конституции и выборов в новый высший законодательный орган (Федеральное Собрание) в декабре 1993 г. В ответ Верховный Совет низложил президента Ельцина, возложив его обязанности на вице-президента А.В. Руцкого, и приступил к формированию другого правительства. Конфронтация в высшем руководстве страны достигла апогея. Народные депутаты, собравшиеся на внеочередной X съезд, решили не покидать здание Верховного Совета и организовали его оборону. В свою очередь, здание блокировали подчиненные президенту силы правопорядка. 2 октября в Москве начались вооруженные столкновения сторонников исполнительной и законодательной властей, которые завершились гибелью более сотни простых людей, обстрелом по приказу Ельцина "Белого Дома" (здания Верховного Совета), роспуском Верховного Совета и арестом его руководителей. Конституционный кризис в России был разрешен силовым путем.
Серией указов президента были распущены местные органы советской власти. Вместо них в 1994 г. были избраны законодательные собрания, думы и т.п. Таким образом, была ликвидирована вторая (после КПСС) политическая опора унаследованной от СССР государственности. Теперь в России предстояло создать совершенно новую структуру государственной власти.