В декабре 1995 г. состоялись новые выборы в Государственную Думу. Они дали больше, чем на предыдущих выборах, мест коммунистам, за что новую Думу стали называть "красной". Она оказалась менее "пестрой" по политическому составу, чем первая, и более оппозиционной президентско-правительственной власти. Две трети голосов в ней получили КПРФ - 147 мест, НДР ("Наш Дом - Россия") - 67, ЛДПР -51 и "Яблоко" - 45. Спикером Думы стал коммунист Г.Н. Селезнев. Итоги парламентских выборов отразили глубокое противоречие между проводимым "командой" Ельцина жестким курсом реформ и нараставшим сопротивлением этой политике в российском обществе. Возглавляемый В.С. Черномырдиным проправительственный блок НДР по федеральным спискам получил только 10% голосов, а рейтинг президента Б.Н.Ельцина, по данным многочисленных социологических обследований во время предвыборной кампании, упал до минимума - 1-2%. Но выборы 1995 г., как и выборы 1993 г., не изменили характера российской власти и политического режима. Решающую роль в государстве продолжал играть президент.
|
|
Главным политическим событием для страны на этом этапе стали президентские выборы летом 1996 г., поскольку они определяли курс дальнейшего развития России. В ходе ожесточенной борьбы с коммунистом Г. Зюгановым победил Б. Ельцин. Избрание его президентом на второй срок означало сохранение прежнего курса экономических и политических реформ до 2000 года. Результаты выборов также показали, что большая часть избирателей не приняла предложенную коммунистами модель дальнейшего развития общества.
Потерпев поражение на президентских выборах, коммунисты пытались взять реванш на выборах глав местных администраций и губернаторов. Команда президента также включилась в борьбу. В результате коммунисты смогли выиграть только треть выборов. Баланс политических сил в регионах был в целом сохранен.
Осень 1996 - зима 1997 г. ознаменовались длительной болезнью Б.Н. Ельцина, которая в специфических условиях России стала важным фактором, определявшим политическую жизнь страны. Оппозиция, возглавляемая коммунистами, использовала болезнь президента как повод для борьбы с исполнительной властью за перераспределение властных полномочий. Эта борьба приобрела затяжной характер и фактически продолжалась вплоть до отставки Б.Н. Ельцина.
Весна 1997 г. ознаменовалась самой массовой за 1990-е гг. Всероссийской акцией протеста против политики правительства. Выдвигались требования не только выплаты зарплаты и пенсий, но и отставки президента и. премьера, смены курса реформ.
Вернувшись после болезни к активной деятельности весной 1997 г., Б.Н. Ельцин заявил о начале нового этапа социально-экономических реформ и начал "наводить порядок" в правительстве. Первыми заместителями премьер-министра В.С. Черномырдина были назначены "молодые" реформаторы А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, что должно было свидетельствовать о готовности власти к обновлению. Политикам "новой генерации" предстояло "демонтировать" естественные монополии (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), провести жилищно-коммунальную и пенсионную реформы. К предстоящим преобразованиям негативно отнеслись законодатели, осудившие реформаторов за попытки перенести на плечи населения всю тяжесть очередных реформ.
|
|
В это же время развернулась борьба с коррупцией. Началось декларирование доходов высших государственных чиновников и их семей. Вызвавшая многочисленные скандалы, в том числе "войну компроматов" в СМИ, эта акция стала причиной нескольких громких отставок и судебных разбирательств, но развития не получила. В ходе информационной "войны" иногда в поле зрения общественности попадали олигархи. Они к этому времени окрепли настолько, что стали оказывать едва ли не решающее влияние на выработку российской властью политического курса. Борьбу с олигархами возглавили А.Б. Чубайс и Б.Е. Немцов, два первых вице-премьера. Этот конфликт власти с бизнес-элитой отодвинул на некоторое время уже ставший традиционным конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти.
В 1997 г. в российском обществе активно пропагандировалась идея об успехе политики правительства, о близости начала экономического подъема. "Самое тяжелое уже позади", - заявлял президент. Однако в действительности ситуация в стране была очень тяжелой. В марте 1989 г. президент отправил в отставку правительство во главе с В.С.Черномырдиным, а новое правительство возглавил С.В. Кириенко. Главной задачей руководства России стала выработка мер, способных нейтрализовать допущенные прежним правительством многочисленные просчеты в финансовой политике и не допустить тотального кризиса, угрожавшего стране. Однако кризис валютно-финансовой системы России предотвратить не удалось.
Кризис грянул 17 августа 1998 г., когда Центральный банк России объявил о принятии экстренных мер по нормализации финансовой и бюджетной ситуации, в частности, об отказе платить в срок по внешним и внутренним долгам, о девальвации рубля и расширении рамок "валютного коридора". Тут же упал рубль, курс которого по отношению к доллару обесценился втрое. Обвал национальной валюты вызвал многочисленные экономические катаклизмы и резкое падение уровня жизни населения. Вслед за финансовым банкротством последовал политический кризис. Сложившаяся в стране ситуация многими аналитиками оценивалась как свидетельство провала не только идеи либеральных экономических реформ, проводившихся в России с 1992 г., но и основанной на принципах либерализма модели всего общественного устройства, по которой создавалась новая Россия. Страна оказалась в системном кризисе. В очередной раз встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития России.
В августе правительство С.В. Кириенко было отправлено в отставку, а между президентом, Госдумой и региональной элитой начались трудные политические консультации по кандидатуре нового премьера. В результате "консолидированного решения" всех ветвей власти на этот пост был выдвинут авторитетный политик Е.М. Примаков, занимавший в последние годы пост министра иностранных дел.
Новое правительство России фактически было коалиционным, так как в него вошли представители широкого спектра политических сил - от коммунистов до либералов-рыночников. Такой состав кабинета обеспечил политическую и экономическую устойчивость России в конце 1998 - начале 1999 г. Тем самым была решена задача-минимум - экономического, а за ним и политического краха удалось избежать. Но правительство не смогло выработать и предложить обществу программу дальнейшего развития страны. Медлительность текущих экономических преобразований, неудачные попытки согласовать позиции различных группировок в правящей элите, а также уменьшение поддержки со стороны президентских структур, обеспокоенных укреплением позиций Е.М.Примакова как потенциального кандидата на пост президента страны, привели правительство к отставке.
|
|
После 17 августа 1998 г. политический "ландшафт" в стране изменился. НДР во главе с В.С. Черномырдиным как "партия власти" переживала кризис. Начала формироваться новая, альтернативная ей организация "Отечество" во главе с московским мэром Ю.М. Лужковым, объединившаяся летом 1999 г. с новым блоком "Вся Россия" (Е.М. Примаков). В конце 1998 г. попытались объединиться партии правого толка в блок "Правое дело", но безуспешно. Слабела КПРФ, от которой стали отходить союзники. Из активной политики исчезли многие олигархи, но четко обозначилось их главное звено - "семья". Это политическое "образование" включало семью самого президента с ближайшими родственниками и пользовавшихся его покровительством нескольких бизнесменов и высших государственных чиновников. По мнению общественности, самым влиятельным членом "семьи" и "серым кардиналом" окружения президента был Б. Березовский. Имея большое влияние на Ельцина, члены "семьи" заняли прочные позиции у "кормила" исполнительной власти. Их активности приписывается отставка Генерального прокурора Ю. Скуратова и даже премьера Е.М. Примакова. В связи с ослаблением здоровья Б.Н. Ельцина, а, также учитывая настроения многих депутатов Думы, пытавшихся с помощью импичмента отстранить от власти президента и угрожавших уголовным преследованием, "семья" начала искать ему преемника. Было решено, что будущий президент должен сначала проявить себя на посту премьер-министра.
|
|
Первым в качестве преемника был испытан С.В. Степашин, прежде бывший руководителем ФСБ, министром юстиции и министром внутренних дел. В мае 1999 г. он был назначен премьер-министром. Однако С.В. Степашин не оправдал ожиданий. Несмотря на отсутствие явных провалов, как во внутренней, так и во внешней политике, в августе он был отправлен в отставку, а на смену ему пришел другой "силовик" - руководитель ФСБ и секретарь Совета Безопасности России В.В. Путин, которого Б.Н. Ельцин вскоре и объявил своим преемником на посту президента России.
За время своего второго президентского срока Б.Н. Ельцин сменил 5 премьер-министров и более 160 федеральных министров. Эта "чехарда" отражала глубокий раскол в политической элите России, который в решающей степени определял общественно-политическую жизнь страны.
Летом 1999 г. вновь обострилась ситуация на Северном Кавказе. Эксперимент с предоставлением фактической независимости Чечне показал, что она была использована исключительно для укрепления криминального режима. С июня 1999 г. крупные отряды чеченских боевиков начали вторгаться на территорию соседнего Дагестана и захватывать населенные пункты. Начатая в августе федеральными войсками операция по освобождению Дагестана от боевиков вскоре переросла во вторую чеченскую войну. В конце сентября федеральные части, освободив территорию Дагестана, перешли административную границу с Чечней и развернули крупномасштабную антитеррористическую операцию. Ликвидация отрядов боевиков и их баз, восстановление контроля над чеченской территорией стали главной политической задачей премьера В.В.Путина. Новый глава правительства демонстрировал готовность к решительным действиям по укреплению российской государственности, что способствовало стремительному росту его рейтинга в разных слоях общества.