Лабораторная работа 4. Психологическое содержание труда профессионалов и непрофессионалов

Задание для 1 группы

Группа должна исследовать 20 человек: 10 человек профессионалов (это могут быть их родители или знакомые с опытом работы не менее 15 лет) и 10 человек студентов (это могут быть как сами студенты и их друзья)

Цель исследования: сравнить психологическое содержание труда профессионалов и не профессионалов,

Гипотеза: психологическое содержание труда профессионалов и не профессионалов существенно различается

Методы:

Беседа о профессиональной деятельности

Тесты: СЖО, УСК, направленность личности.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева

в адаптации К. Муздыбаева

Назначение. Тест смысложизненных ориентации является адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана авторами на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений этой теории, в частности представлений об экзистенциальном вакууме и ноогенных неврозах. Суть этих представлений заключается в том, что неудача в поиске человеком смысла своей жизни (экзистенциальная фрустрация) и вытекающее из нее ощущение утраты смысла (экзистенциальный вакуум) являются причиной особого класса душевных заболеваний — ноогенных неврозов, которые отличаются от ранее описанных видов неврозов. Первоначально авторы стремились показать, что а) методика измеряет именно степень «экзистенциального вакуума» в терминах Франкла; б) последний характерен для психически больных и в) он не тождествен просто психической патологии. «Цель в жизни», которую диагностирует методика, авторы определяют как переживание индивидом онтологической значимости жизни.

Адаптации и модификации методики

Адаптация теста осмысленности жизни на русском языке была впервые выполнена К. Муздыбаевым (ИСЭП АН СССР, г. Ленинград). К. Муздыбаев воспроизвел без изменений форму теста Крамбо, заменив при переводе некоторые пункты другими. Согласованность отдельных пунктов с суммарным баллом оказалась довольно высокой (корреляция от 0,37 до 0,71), хотя нельзя исключить предположение о сильном влиянии на ответы фактора социальной желательности. В основном исследовании К. Муздыбаева, которое по своим задачам носило социологический характер, участвовали 540 рабочих трех промышленных предприятий г. Ленинграда. Среди полученных в этом исследовании результатов следует назвать: Уровень удовлетворенности смыслом жизни оказался ниже удовлетворенности жизнью в целом, определявшейся на основании прямых вопросов. Показатель осмысленности жизни у мужчин оказался значимо выше, чем у женщин, у женатых (замужних) — выше, чем у холостых (незамужних) и разведенных; наличие детей также коррелировало с осмысленностью жизни. Была выявлена характерная возрастная динамика осмысленности жизни, максимумы которой приходятся на возрастные группы 25—30 и старше 50 лет, а минимумы — на группу до 25 лет и низкое плато, охватывающее возрастные группы от 30 до 50.

Другая русскоязычная версия теста осмысленности жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А. Леонтьевым (факультет психологии МГУ) в 1986—88 гг. Версия К. Муздыбаева была взята за основу и видоизменена по следующим трем параметрам: были изменены и упрощены формулировки ряда пунктов с сохранением общего их смысла; вместо общего начала предложения с двумя вариантами окончания формулировалась пара целостных альтернативных предложений с одинаковым началом; асимметричная шкала градации ответа от 1 до 7 была заменена симметричной шкалой — 3 2 1 0 1 2 3. Последнее было сделано с целью уменьшения «прозрачности» методики и устранения позиционных эффектов, хотя процедура подсчета суммарного балла при этом несколько усложнилась. Параллельно была переведена на русский язык и шкала поиска смысложизненных целей. Единственное изменение по сравнению с оригинальной версией методики заключалась в том, что семиступенчатый квантификатор был заменен пятиступенчатым («никогда — редко — иногда — часто — постоянно»), поскольку в русском языке не удалось подобрать адекватного набора из семи частотных обозначений.

Инструкция. Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

Тест

Ф.И.О. _____________________________________ Пол _________

1. Обычно мне очень скучно               Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей               Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной
3. В жизни я не имею определенных целей и намерений               В жизни я имею очень ясные цели и намерения
4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной               Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной
5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие               Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие
6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться               Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами
7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал               Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал
8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов               Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни
9. Моя жизнь пуста и неинтересна               Моя жизнь наполнена интересными делами
10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной               Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла
11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе               Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас
12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство               Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности
13. Я человек очень обязательный               Я человек совсем не обязательный
14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию               Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств
15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком               Я не могу назвать себя целеустремленным человеком
16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей               В жизни я нашел свое призвание и цели
17. Мои жизненные взгляды еще не определились.               Мои жизненные взгляды вполне определились
18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни               Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни
19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею               Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями
20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение               Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания

Ключ к тесту

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила:
— в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17.
— в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Средние и стандартные отклонения субшкал и общего показателя ОЖ (N=200 чел)

Шкалы Мужчины Женщины

M σ M σ

1 - Цели 32,90 5,92 29,38 6,24

2 - Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14

3 - Результат 25,46 4,30 23,30 4,95

4 - ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30

5 - ЛК-жизнь 30,14 5,80 28,70 6,10

Общий показатель ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

Интерпретация субшкал

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектёра, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля-Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля-жизнь, или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Опросник «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина,

С. Л. Голынкиной, Л. М. Эткинд (УСК)

Назначение. Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями и пригодна для применения в клинической психодиагностике, при профотборе, семейной консультации и т. д. Разработана в НИИ им. Бехтерева.

Впервые подобные методы были апробированы в 60-х годах в США. Наиболее известным из них является шкала локус контроля Дж. Роттера. Эта шкала основана на двух принципиальных положениях.

1. Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил — случая, других людей и т. д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Любому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интервальному типу.

2. Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым типам событий и ситуаций, с которыми ему приходится сталкиваться. Один и тот же тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это в разной степени касается различных областей социальной жизни.

Экспериментальные работы установили связь разнообразных форм поведения и параметров личности с экстернальностью-интернальностью. Конформное и уступчивое поведение в большей степени присуще людям с экстернальным локусом. Интерналы в отличие от экстерналов менее склонны подчиняться давлению других, сопротивляться, когда чувствуют, что ими манипулируют, они реагируют сильнее, чем экстерналы, на утрату личной свободы. Люди с интервальными локусами контроля лучше работают в одиночестве, чем под наблюдением: или при видеозаписи. Для экстерналов характерно обратное.

Интерналы и экстерналы различаются по способам интерпретации разных социальных ситуаций, в частности по способам получения информации и по механизмам их каузального объяснения. Интерналы более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы. В одной и той же ситуации интерналы атрибутируют большую ответственность индивидам, участвующим в этой ситуации. Интерналы вбольшей степени избегают ситуационных объяснений поведения, чем экстерналы.

Исследования, связывающие интернальность-экстернальность с межличностными отношениями, показали, что интерналы более популярны, более благожелательны, более уверены в себе проявляют большую терпимость. Существует связь высокой интернальности с положительной самооценкой, с большей согласованностью образов реального и идеального «Я». У интерналов обнаружена более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и. чаще обращаются за профилактической помощью.

Экстернальность коррелирует с тревожностью, с депрессией, с психическими заболеваниями.

Интерналы предпочитают не директивные методы психокоррекции; экстерналы субъективно более удовлетворены поведенческими методами.

Все это дает достаточные основания полагать, что выделение личностной характеристики, описывающей то, в какой степени человек ощущает себя активным субъектом собственной деятельности, и в какой — пассивным объектом действия других людей и внешних обстоятельств, обоснованно существующими эмпирическими исследованиями и может способствовать дальнейшему изучению проблем прикладной психологии личности.

Второе вышеизложенное положение, на котором основывается американская традиция исследования локуса контроля, представляется малоприемлемым. Описание личности с помощью обобщенных трансситуативных характеристик является недостаточным. Большинству людей свойственна более или менее широкая вариабельность особенностей поведения в зависимости от конкретных социальных ситуаций. Особенности субъективного контроля, в частности, могут изменяться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной и т. д. Поэтому измерение локуса контроля, по-видимому, более перспективно строить не как одномерную характеристику, а как многомерный профиль, компоненты которого привязаны к типам социальных ситуаций разной степени обобщенности.

Опросник УСК состоит из 44 пунктов. В отличие от шклы Дж. Роттера в него включены пункты измеряющие экстернальность-интернальность в межличностных и семейных отношениях; в него также включены пункты, измеряющие УСК в отношении и болезни и здоровья.

Опросник состоит из 7 шкал, измеряет локус контроля личности в различных сферах жизнедеятельности:

шкала Ио — обшая интернальность;

шкала Ид — интернальность в области достижений;

шкала Ин — интернальность в области неудач;

шкала Ис — интернальность в семейных отношениях;

шкала Ип — интернальность в производственных отношениях;

шкала Им — интернальность в межличностных отношениях;

шкала Из — интернальность в отношении здоровья и болезни.

Проведение эксперимента

Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах различающихся форматом ответов испытуемых. Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале (-3, -2, -1, +1, +2, + 3), в которой ответ «+ 3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом. Вариант Б, предназначенный для психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».

Инструкция. Испытуемому предлагается ответить на каждый пункт опросника, используя (отмечая на бланке) одну из градаций 6-балльной шкалы: (полностью не согласен -3, -2, - 1, 1, 2, полностью согласен 3).

Опросник УСК

1. Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3. Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4. Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7. Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных и не полагается на их самостоятельность.

10. Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.

11. Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

1 2. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13. Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.

15. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.

19. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.

20. В семейных конфликтах я чаше чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать.

23. Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27. Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28. На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29. То, что со мной случается — это дело моих собственных рук.

30. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

32. Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам.

34. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.

35. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.

36. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37. Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.

40. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41. В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка результатов

Обработку заполненных ответов следует проводить но приведенным ниже ключам, суммируя ответы на пункты в столбцах «+» со своим знаком и ответы на пункты в столбцах «-» с обратным знаком.

Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем в 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц — стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.

Ключ для обработки опросника УСК

Шкала Знак Номера вопросов
Общая интернальность Ио + 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44
- 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43
Интернальность в области достижений Ид + 12, 15, 27, 32, 36, 37
- 1, 5, 6, 14, 26, 43
Интернальность в области неудач Ин + 2, 4, 20, 31, 42, 44
- 7, 24, 33, 38, 40, 41
Интернальность в семейных отношениях Ис + 2, 16, 20, 32, 37
- 7, 14, 26, 28, 41
Интернальность в области производственных отношений Ип + 19, 22, 25, 42
- 1, 9, 10, 30
Интернальность в области межличностных отношений Им + 4, 27
- 6, 38
Интернальность в отношении здоровья и болезни Из + 13, 34
- 3, 23

Перевод в стены

После получения «сырых» баллов по шкалам следует перевести их в 10-балльную систему стандартных оценок-стенов. В этой системе средняя по нормативной выборке принимается за 5,5 стена, а половина стандартного отклонения приравнивается к одному стену. Таким образом, показатели нормального распределения могут быть преобразованы в стандартные оценки, не зависящие от размерности.

Шкала Стены
                   
Общая интернальность Ио -132 - -14 -13 - -3 -2 - 9 10 - 21 22 - 32 33 - 44 45 - 56 57 - 68 69 – 72 80 - 132
Интернальность в области достижений Ид -36 - -11 -10 - -7 -6 - -3 -2 - 1 2 - 5 6 – 9 10 - 14 15 - 18 19 - 22 23 - 36
Интернальность в области неудач Ин -36 - -8 -7 - -7 -3 - 0 1 - 4 5 - 7 8 - 11 12 - 15 16 - 19 20 - 23 24 - 36
Интернальность в семейных отношениях Ис -30 - -12 -11 - -8 -7 - -5 -4 - -1 0 - 3 4 - 6 7 - 10 11 - 13 14 - 17 18 - 30
Интернальность в области производственных отношений Ип -30 - -5 -4 - -1 0 - 3 4 - 7 8 - 11 12 - 15 16 - 19 20 - 23 24 - 27 28 - 30
Интернальность в области межличностных отношений Им -12 - -7 -6 - -5 -4 - -3 -2 - -1 0 - 1 2 - 4 5 - 6 7 - 8 9 - 10 11 - 12
Интернальность в отношении здоровья и болезни Из -12 - -6 -5 - -4 -3 - -2 -1 - 0 1 - 2 3 - 4 5 - 6 7 - 8 9 - 10 11 - 12

Интерпретация

Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности — таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности и ряд ситуационный показателей.

На профиле УСК прямая линия, проходящая через отметку 5,5 стена, соответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетельствуют об интернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонения вниз — об экстернальном. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по шкале Ио соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действий других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Низкие показатели по шкале Ид свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели Ин свидетельствуют о том, что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокие показатели Ис. означают, что человек считает себя ответственным за события его семейной жизни. Низкий Ис указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношении(Ип). Высокий Ип свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий Ип указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, товарищам по работе, везению — невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им). Высокий показатель Им свидетельствует о том, что человек считает себя в силах контролировать свои неформальные отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию и т. д. Низкий Им, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом действия своих партнеров.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокие показатели И5 свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким И.; считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Исследование самооценок людей с разными типами субъективного контроля показало, что люди с низким Ио характеризуют себя как эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных. Люди с высоким УСК считают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. Таким образом, УСК связан с ощущением человеком своей силы, достоинства, ответственности за происходящее, с самоуважением, социальной зрелостью и самостоятельностью личности.

Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.

Методика «Изучение направленности личности»

В. Смекала и М. Кучера (НЛ)

Назначение -определение направленности человека: личностной (на себя), деловой (на задачу) и коллективистской (на взаимодействие) направленности человека. Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала— Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала — Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.

Профессиональная направленность личности работника включает в себя следующие виды отношений человека:

а) отношение человека к самому себе;

б) отношение человека к окружающим его людям;

в) отношение человека к выполняемой работе.

У каждого человека в его мотивационной структуре представлены все три вида отношений, однако доля каждого из них неодинакова. Чаще всего доминирует какой-либо один вид отношений, что и определяет характер направленности личности данного человека. Возможно доминирование «направленности на себя», либо «направленности на дело», либо «направленности на взаимодействие с другими людьми».

Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) имеет место тогда, когда поступки человека определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.

Доминирование в структуре личности «направленности на себя» (НС) свидетельствует о выраженности у данного человека эгоцентрических тенденций, его стремлении к личному благополучию, престижу, удовлетворению своих желаний. Интересы дела и окружающих людей в таком случае вторичны.

Если в мотивационной структуре преобладает «направленность на дело», «на задачу» (НЗ), то это свидетельствует о стремлении человека к реализации целей и решению задач профессиональной деятельности. Такие лица наиболее продуктивны в работе, они нередко становятся неформальными лидерами в группе.

В том случае, когда у человека преобладает «направленность на взаимодействие» (НВ), можно предположить, что такой человек конформен, зависим от группы. Для него главное — это хорошие отношения с окружающими, у него выражена, потребность в общении с другими людьми. При этом работа и ее результаты отходят на второй план, что делает таких работников малопродуктивными.

Инструкция. Вам предлагается ряд неоконченных предложений (утверждений), по каждому из них возможны три варианта окончания (ответа), обозначенные буквами а, б, в.

Выберите Из ответов по каждой позиции выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, больше всего соответствует правде. Букву этого ответа обведите кружком в соответствующей строчке бланка для ответов. Затем выберите ответ, менее всего соответствующий вашему мнению, и поставьте крестик около буквы соответствующей ему в бланке для ответов.

Опросник НЛ

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение:

а) высокая оценка твоей работы;

б) сознание того, что работа выполнена хорошо;

в) сознание того, что находишься серди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

а) тренером;

б) известным игроком;

в) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те. кто:

а) имеют индивидуальный подход к учащимся;

б) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;

в) создают доброжелательную атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, кто:

а) не скрывает, что некоторые люди им несимпатичны;

б) вызывает у всех дух соревнования;

в) создает представление о преподаваемом предмете как не интересующем их.

5. Я рад, если мои друзья:

а) помогают другим при всякой возможности;

б) всегда верны и надежны;

в) интеллигентны, имеют широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считают тех:

а) с которыми складываются хорошие отношения;

б) которые могут сделать больше, чем другие;

в) на которых всегда можно положиться.

7. Я хотел бы быть таким, как те:

а) кто добился жизненного успеха;

б) кто может быть увлеченным человеком;

в) кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

а) научным работником;

б) начальником отдела;

в) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, я любил:

а) игры с друзьями;

б) успевать во всех своих делах;

в) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда:

а) я встречаю препятствия в своих занятиях;

б) ухудшаются дружеские отношения;

в) меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться в:

а) подготовке учащихся к работе по специальности;

б) развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

в) воспитании в учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

а) недемократичная атмосфера;

б) человек теряет индивидуальность в общей массе;

в) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

а) для общения с друзьями;

б) для любимых дел и самообразования;

в) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда:

а) работаю с симпатичными людьми;

б) для любимых дел и самообразования;

в) мои усилия достаточно вознаграждаются.

15. Я люблю, когда:

а) другие ценят меня;

б) чувствую удовлетворение от выполняемой работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы:

а) отметили мои успехи в делах;

б) похвалили меня за мою работу;

в) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, в депутаты, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель:

а) имеет индивидуальный подход ко мне;

б) стимулирует меня па более интенсивный труд;

в) вызывает дискуссии по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неуспех при выполнении важного задания;

в) потеря друзей.

19. Больше всего я ценю:

а) личный успех;

б) общую, совместную работу;

в) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые:

а) действительно радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают совместно;

в) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

а) ссоры и споры;

б) неприятие всего нового;

в) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы:

а) чтобы окружающие считали меня своим другом;

б) помогать другим в общем деле;

в) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство (начальника), которое:

а) требовательно;

б) пользуется авторитетом;

в) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе:

а) решения принимались совместно;

б) была возможность самостоятельно решать проблемы;

в) начальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы прочитать книгу:

а) об искусстве хорошо уживаться с другими людьми;

б) о жизни замечательного, известного человека;

в) из серии «сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, то мне бы хотелось быть:

а) дирижером;

б) солистом;

в) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу:

а) увлекаясь детективными фильмами;

б) в развлечениях с друзьями;

в) занимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее:

а) подготовить интересный конкурс;

б) выиграть в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь пели;

в) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

а) другие были довольны им;

б) выполнить прежде всего свою задачу;

в) не нужно было укорять его за работу.

Бланк для ответов

№п/п Больше всего Меньше всего
  а, б, в а, б, в
  а, б, в а, б, в
а, б, в а, б, в
  а, б, в а, б, в

Обработка и интерпретация результатов

За каждый ответ в рубрике «больше всего» испытуемый получает 2 балла, в рубрике «меньше всего» — 0 баллов, оставшиеся невыбранными ответы оцениваются в 1 балл.

Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным «ключом». Для каждого вида направленности личности баллы суммируются по всем 30 пунктам анкеты (отдельно).

Основным критерием оценки результатов является соответствие выборов баллов «ключу», а также абсолютное преобладание одного из видов направленности личности.

Диапазон получаемых в сумме баллов по каждой направленности — от 60 (если испытуемый ставит все буквы в первую рубрику) до 0 (если испытуемый ставит все буквы во вторую рубрику).

Ключ к методике

Направленность человека на себя соответствуют ответы с номерами 1а, 26, 3а, 4а, 5б, 6в, 7а, 8в, 9в, 10в, 11б, 12б, 13в, 14в, 15а, 16б, 17а, 18а, 19а, 20в, 21в, 22в, 23б, 24в, 25б, 26б, 27а, 28б, 29а, 30в.

Направленность на взаимоотношения характеризуетсяответами с номерами 1в, 2в, 3в, 4б, 5а, 6а, 7в, 8б, 9а, 10б, 11в, 12а, 13а, 14а, 15в, 16в, 17в, 18в, 19б, 20б, 21а, 22а, 23в, 24а, 25а, 26а, 27б, 28в, 29в, 30а.

Направленность на задание определяется по ответам с номерами 1б, 2а, 3б, 4в, 5в, 6б, 7б, 8а, 9б, 10а, 11а, 12в, 13б, 14б, 15б, 16а, 17б, 18б, 19в, 20а, 21б, 22б, 23а, 24б, 25в, 26в, 27в, 28а, 29б, 30б.

Статистически значимы корреляции между представленными здесь тремя сферами опросника (в принципе охватывающими содержание четырех основных типов мотивации) с результатами личностных опросников. В соответствии с этими опросниками (Р. Кеттелла и Г. Айзенка) возможно сделать следующие дополнения, располагающиеся в том же порядке, что и выше:

НС: такие люди характеризуются как неприятные, агрессивные, сооперничающие, догматики, сенситивно-женственные, интроверти-рованные, мнительные, ревнивые, напряженные, раздражительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые, лабильные, консервативные, неуверенные и гетеросексуальные.

НВД: такие люди желают симпатии и дружбы, они зависимы от группы, не стремятся достичь хороших результатов, отличаются недостаточной автономностью, ждут заботы со стороны других, их тепла, любви, ласки, не имеют агрессивных тенденций.

НЗ: такие люди самостоятельные и решительные, волевые, упорные, холодные и необщительные, трезвые и интровертированные, радикальные, недогматичные, без потребности в гетеросексуальности и вообще в какой-либо помощи, агрессивные и соперничающие, спокойные, развитые, включая интеллект.

Ориентировочно тест пригоден в ситуациях определения индивидуальной эффективности в работе и в учебе, для профессиональной ориентации, вообще для определенных прогнозов успешности — это относится ко всем видам деятельности — разумеется, без абсолютизации значения результатов применения методик.

Беседа о профессиональной деятельности

Инструкция. Укажите, пожалуйста, Ваши пол_______, возраст________, специальность______________, стаж работы по специальности. Если Вы сейчас работаете не по специальности, укажите, пожалуйста, Вашу должность________________ и стаж работы на этой должности.

Вопросы, которые рекомендуется задавать в ходе беседы о профессиональной деятельности

1. С чего начиналась работа?

2. На основе чего вы принимали решение о________?

3. На каком основании принимаете решение об оплате (услуг, заработной плате)?

4. При работе с _________, лжете ли Вы, отвечая на те или иные вопросы?

5. Каким образом Вы решаете для себя: простые это проблемы или сложные? (по каким параметрам)

6. Кто, что на это влияет? Как это влияет на ход дела?

7. Откуда Вы знаете заранее______________?

8. Откуда Вы знаете, что _________________?

9. При возникновении конфликтов с начальством как вы решаете их?

10. Чем вызвано Ваше упорство в достижении цели?

11. Какие чувства, эмоции Вы испытывали в первые месяцы этой работы?

12. Что происходило во время работы: изменялось ли отношение к людям, взгляды, мировоззрение?

13. Каким образом в работе стал накапливаться опыт? При помощи чего, кого?

14. При смене работы на_____________ каким образом решились на это, были ли трудности в принятии данного решения? Что при этом думали,чувствовали?

15. Изменилось ли что – то при смене работы (отношение к людям, миру, взгляды, настроения)?

16. Вносили ли (хотели внести) вы в свою работу что- то новое, что повысило эффективность деятельности?

17. Как Вы продвигали свои идеи и инновации?

Студенты должны сдать все бланки исследований, протоколы, отчеты.

Задания для 2 группы студентов

Группа должна исследовать 20 человек: 10 человек профессионалов (это могут быть их родители или знакомые с опытом работы не менее 15 лет) и 10 человек студентов (это могут быть как сами студенты и их друзья)

Цели исследования: сравнить семантическое содержание труда профессионалов и непрофессионалов.

Гипотеза: семантическое содержание труда профессионалов и непрофессионалов существенно различается

Методы:

Беседа о профессиональной деятельности (см. задания для 1 группы студентов)

СД «Профессионал»

СД «Человек– инноватор»

Стандартный бланк семантического дифференциала

«Человек-инноватор»

Ф.И.О.________________________________________________________

Дата заполнения_________________

Пол____________________, возраст______________________________

Инструкция. Оцените, пожалуйста, ваше представление о человеке – инноваторе следующим образом. Перед Вами список попарно сгруппированных прилагательных, выражающих качественно противоположные характеристики оцениваемого понятия. Обведите в кружок цифру из ряда /3210123/, которая, по Вашему мнению, наиболее очно определяет степень выраженности данного конкретного качества /характеристики/ у человека – инноватора, при условии, что 0 – качество не выражено, 1 – слабо выражено, 2- средне выражено, 3- сильно выражено.

Например, Вы выбираете из пары «Слабый – Сильный» характеристику Слабый и полагаете, что это качество у понятия человек – инноватор выражено сильно, тогда из ряда цифр 3210123, между словами «Слабый – сильный», обведите цифру 3, ту, которая ближе к слову Слабый, т.е. левее от 0 – центра шкалы.

Просим Вас не пропускать пар слов и сделать свой выбор по каждой паре.

Примечание: необходимо выбирать и оценивать понятие человек – инноватор каждый раз только одним словом из пары.

легкий 3 2 1 0 1 2 3 тяжелый
радостный 3 2 1 0 1 2 3 печальный
слабый 3 2 1 0 1 2 3 сильный
плохой 3 2 1 0 1 2 3 хороший
Большой 3 2 1 0 1 2 3 маленький
темный 3 2 1 0 1 2 3 светлый
активный 3 2 1 0 1 2 3 пассивный
противный 3 2 1 0 1 2 3 приятный
горячий 3 2 1 0 1 2 3 холодный
хаотичный 3 2 1 0 1 2 3 упорядоченный
гладкий 3 2 1 0 1 2 3 шершавый
простой 3 2 1 0 1 2 3 сложный
расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 напряженный
влажный 3 2 1 0 1 2 3 сухой
родной 3 2 1 0 1 2 3 чужой
мягкий 3 2 1 0 1 2 3 твердый
дорогой 3 2 1 0 1 2 3 дешевый
быстрый 3 2 1 0 1 2 3 медленный
злой 3 2 1 0 1 2 3 добрый
жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 унылый
любимый 3 2 1 0 1 2 3 ненавистный
свежий 3 2 1 0 1 2 3 гнилой
умный 3 2 1 0 1 2 3 глупый
острый 3 2 1 0 1 2 3 тупой
чистый 3 2 1 0 1 2 3 грязный

Бланк специализированного СД для оценки профессионала В.П. Серкина

  квалифицированный               неквалифицированный
  неспособный               способный
  компетентный               некомпетентный
  образованный               необразованный
  пассивный               активный
  знающий               не знающий
  ответственный               безответственный
  неумелый               умелый
  востребованный               невостребованный
  не выполняющий               выполняющий
  карьерист               не карьерист
  неопытный               опытный
  эффективный               не эффективный
  высокооплачиваемый               низкооплачиваемый
  рутинный               творческий
  помогающий               не помогающий
  не целеустремленный               целеустремленный
  рутинер               инноватор
  рискующий               осторожный
  неравнодушный               равнодушный
  азартный               рассудительный
  недобросовестный               добросовестный
  внимательный               невнимательный
  незаинтересованный               заинтересованный
  теоретик               практик
  не развивающийся               развивающийся
  уверенный               неуверенный
  неуважаемый               уважаемый
  бескорыстный               корыстный
  исполнитель               руководитель
  работоспособный               неработоспособный
  безынициативный               инициативный
  предприимчивый               непридприимчивый
  неподготовленный               подготовленный
  решающий проблемы               не решающий проблемы
  умеющий «подать себя»               «рабочая лошадка»
  непризнанный               признанный
  полезный               бесполезный
  жестокий               гуманный
  развивающийся               закостеневший
  ведомый               лидер
  опытный               новичок
  «выскочка»               заслуженный
  умный               глупый
  неудачник               удачливый

Студенты должны сдать все бланки исследований, протоколы, отчеты.

Задание для 3 группы студентов

Группа должна исследовать 20 человек: 10 человек профессионалов (это могут быть их родители или знакомые с опытом работы не менее 15 лет) и 10 человек студентов (это могут быть как сами студенты и их друзья)

Цели исследования: сравнить семантические описания группами разнотипных профессионалов профессионально значимых и профессионально незначимых стимулов

Гипотеза: описание стимулов сохраняется независимо от профессиональной принадлежности профессионалов и непрофессионалов

Методы:

Беседа о профессиональной деятельности (см. задания для 1 группы студентов)

Бланк опроса для составления описания профессионально значимых и профессионально нейтральных понятий

Бланк опроса для составления описания профессионально значимых и профессионально нейтральных понятий

Инструкция. Закончите, пожалуйста, следующие предложения:

Моя профессиональная компетентность____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Природа - это__________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя креативность______________________________________________

___________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Футбол________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя предприимчивость__________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

Посуда _______________________________________________________

_______________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: