Лабораторная работа 3. Профессиональное самоопределение личности

Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»

Е.А. Климова

Назначение. Диагностика профессиональных интересов и склонностей, соответствующие одному или нескольким типам профессий. В основу опросника положена классификация профессий и специальностей Е.А.Климова - идея деления всех профессий на 5 типов по признаку объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда. 5 типов профессий: 1) «человек - природа» (Ч-П); 2) «человек - техника» (Ч-Т); 3) «человек - человек» (Ч-Ч); 4) «человек - знаковая система» (Ч-ЗС) или «человек - знак» (Ч-З); 5) «человек - художественный образ» (Ч-ХО) или «человек - художник» (Ч-Х). В названии каждого типа профессий на первом месте стоит «человек» как субъект профессиональной деятельности, а на втором - объект профессиональной деятельности, с которым взаимодействует человек.

Инструкция. Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из 2 возможностей, что бы предпочли Вы? Отвечая на вопрос «Что бы вы предпочли из 2 возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо виду деятельности (б) по отношению к (а), и поставить «+» напротив соответствующего утверждения.

Опросник

1. а) ухаживать за животными;

б) обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2. а) помогать больным людям, лечить их;

б) составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.

3. а) следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток;

б) следить за состоянием, развитием растений.

4. а) обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу); б) доводить товары до потребителя (рекламировать, рекомендовать, продавать).

5. а) обсуждать научно-популярные книги, статьи;

б) обсуждать художественные книги (пьесы, концерты).

6. а) выращивать молодняк (животных какой-либо породы);

б) тренировать товарищей, сверстников (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).

7. а) копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты);

б) управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - трактором, тепловозом, подъемным краном.

8. а) сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии);

б) оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9. а) ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище;

б) искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10. а) лечить животных;

б) выполнять вычисления, расчеты.

11. а) выводить новые сорта растений;

б) конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания).

12. а) разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять;

б) разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13. а) наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности;

б) наблюдать, изучать жизнь микробов.

14. а) обслуживать, налаживать медицинскую аппаратуру, приборы; б) оказывать людям медицинскую помощь при ушибах, травмах, ранениях, ожогах.

15. а) составлять точные описания или отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах;

б) художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).

16. а) делать лабораторные анализы в больнице;

б) принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.

17. а) красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий; б) осуществлять сборку машин, приборов.

18. а) организовывать культпоходы и экскурсии сверстников или младших в театры, в музеи, туристические походы;

б) играть на сцене, принимать участие в концертах.

19. а) изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания;

б) заниматься черчением, копировать чертежи, карты.

20. а) вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса, сада; б) работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, компьютере).

Ключ к методике ДДО

Подсчитать количество плюсов в каждом из 5 вертикальных столбцов и проставить соответствующие суммы в нижних клетках бланка ответов. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание интересов, а возможно, склонностей к областям профессиональной деятельности.

Ч-П Ч-Т Ч-Ч Ч-ЗС Ч-ХО
   
   
     
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
         

Интерпретация результатов

1. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - природа» являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. К данному типу относятся профессии: агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и др.

2. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - техника» служат технические системы, машины, аппараты, установки, материалы и энергия. К данному типу относятся профессии: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер и др.

3. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - человек» являются люди, группы, коллективы. К данному типу относятся профессии сферы обслуживания, медицины, педагогики, психологии, юриспруденции и др.

4. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - знаковая система» служат условные знаки, шифры, схемы, коды, таблицы. К данному типу относятся профессии: корректор, программист, машинистка, статистик, экономист и др.

5. Объектом профессиональной деятельности типа профессий «человек - художественный образ» служат художественные образы, их роли, особенности и элементы. К данному типу профессий относятся: ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, поэт, артист и др.

Модификация инструкции и обработки данных (О.Б. Поляковой)

Оценивание видов деятельности может осуществляться по бинарной шкалы (оценивается каждый вид деятельности в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий тип профессий, которому соответствуют интересы и склонности человека.

Тест по определению профессионального личностного типа (ПЛТ) Дж. Голланда

Назначение -диагностика профессионального личностного типа. В тесте представлены 6 профессиональных личностных типов: 1) реалистический (Р), 2) интеллектуальный (И), 3) социальный (С), 4) конвенциальный (К), 5) предприимчивый (П), 6) артистический (А).

Инструкция. В методике попарно представлены различные профессии и должности. В каждой паре профессий и должностей найдите ту, которой Вы отдаете большее предпочтение, и в бланке ответов поставьте знак «+» рядом с номером выбранной в паре профессии или должности.

Опросник

1а. Инженер-техник. 1б. Инженер-контролер.

2а. Вязальщик. 2б. Санитарный врач.

3а. Повар. 3б. Наборщик.

4а. Фотограф. 4б. Заведующий магазином.

5а. Чертежник. 5б. Дизайнер.

6а. Философ. 6б. Психиатр.

7а. Ученый-химик. 7б. Бухгалтер.

8а. Редактор научного журнала. 8б. Адвокат.

9а. Лингвист. 9б. Переводчик художественной литературы.

10а. Педиатр. 10б. Статистик.

11а. Организатор-воспитатель. 11б. Председатель профсоюза.

12а. Спортивный врач. 12б. Фельетонист.

13а. Нотариус. 13б. Снабженец.

14а. Перфоратор. 14б. Карикатурист.

15а. Политический деятель. 15б. Писатель.

16а. Садовник. 16б. Метеоролог.

17а. Водитель троллейбуса. 17б. Медсестра.

18а. Инженер-электрик. 18б. Секретарь-машинистка.

19а. Маляр. 19б. Художник по металлу.

20а. Биолог. 20б. Главный врач.

21а. Телеоператор. 21б. Режиссер.

22а. Гидролог. 22б. Ревизор.

23а. Зоолог. 23б. Зоотехник.

24а. Математик. 24б. Архитектор.

25а. Работник детской комнаты милиции. 25б. Счетовод.

26а. Учитель. 26б. Милиционер.

27а. Воспитатель. 27б. Художник по керамике.

28а. Экономист. 28б. Заведующий отделом.

29а. Корректор. 29б. Критик.

30а. Завхоз. 30б. Директор.

31а. Радиоинженер. 31б. Специалист по ядерной физике.

32а. Наладчик. 32б. Механик.

33а. Агроном. 33б. Директор учреждения.

34а. Закройщик-модельер. 34б. Декоратор.

35а. Археолог. 35б. Эксперт.

36а. Работник музея. 36б. Консультант.

37а. Ученый. 37б. Актер.

38а. Логопед. 38б. Стенографист.

39а. Врач. 39б. Дипломат.

40а. Главный бухгалтер. 40б. Директор.

41а. Поэт. 41б. Психолог.

42а. Архивариус. 42б. Скульптор.

Ключ к тесту

Подсчитывается сумму плюсов по каждому столбцу, соответствующему профессиональному личностному типу. Наибольшие суммы плюсов в столбцах указывают на преобладание профессиональных личностных типов.

Р И С К П А
10а 10б 11б 12б
11а 13а 13б 14б
12а 14а 15а 15б
16а 16б 17б 18б 23б 19б
17а 20а 20б 22б 26б 21б
18а 22а 25а 25б 28б 24б
19а 23а 26а 28а 30а 27б
21а 24а 27а 29а 33б 29б
31а 31б 36б 32б 35б 30б
32а 35а 38а 38б 37б 34б
33а 36а 39а 40а 39б 41а
34а 37а 41б 42а 40б 42б
           

Интерпретация результатов

1. Реалистический тип - несоциальный; ориентированный на настоящее; эмоционально стабильный; занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами); отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности; развиты математические, невербальные способности. Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип - несоциальный; аналитичный; рациональный; независимый; оригинальный; преобладают теоретические ценности; любит решать задачи, требующие абстрактного мышления; интеллектуал; гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и др.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями; нуждается в контактах; стремится поучать и воспитывать; психологический настрой на человека; гуманность; старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен; часто зависим от мнения группы людей; проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться; обладает хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (профессии: учитель, врач, психолог и др.).

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность; характер стереотипный, конкретный, практический; не проявляет критичность, оригинальность; консервативен; зависим; ригиден (не любит смену деятельности); слабо развиты организаторский способности; преобладают математические способности. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность; любит приключения; доминантен; любит признание; любит руководить; ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости; хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен; предприимчив; обладает хорошими вербальными способностями. Предпочтительны следующие профессии и должности: журналист, телеоператор, дипломат, заведующий, директор и т.п.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь; независим в решениях; оригинален; высоко развиты моторные и вербальные способности; характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я»; несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературу и т.п. (профессии: композитор, музыкант, дирижер, художник, поэт, писатель, актер и др.).

Модификация инструкции и обработки данных (О.Б. Поляковой)

Оценивание предлагаемых профессий и должностей может осуществляться по бинарной шкале (оценивается каждая профессия и должность в предлагаемой паре: если нравится, то ставится «+»; если не нравится - «-») или по 6-балльной шкале (очень нравится - «+++»; нравится - «++»; скорее нравится, чем не нравится - «+»; скорее не нравится, чем нравится - «-»; не нравится - «--»; очень не нравится - «---»). При обработке данных по каждому столбцу подсчитывается количество «+» и количество «-», а потом находится алгебраическая сумма. Наибольшее положительное значение указывает на преобладающий профессиональный личностный тип.

Методика «Мотивы профессиональной деятельности»

О.Б. Поляковой (МПД)

Назначение - изучение мотивов профессиональной деятельности. Мотивация - побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация - действие конкретных побуждений, обусловливающих выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией. Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих центрах профориентации. Профессиональная мотивация динамична, изменчива и представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. Структуру профессиональных мотивов можно выявлять на разных этапах становления (развития) профессионала: на этапе выбора профессии или специальности (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы); в процессе работы по избранной специальности; при смене рабочего места (переход с одного места работы на другое). Профессиональная мотивация формируется в результате целенаправленной деятельности школы, ВУЗа и коллективов, в которых работают выпускники школ, ВУЗов и других учебных заведений. От выраженности профессиональных мотивов зависит эффективность деятельности.

Инструкция. Опросник состоит из ряда утверждений, каждое из которых имеет 3 различных окончания. Необходимо из 3 вариантов окончания выбрать наиболее верный. В бланке ответов следует отыскать соответствующий ответ и отметить его, обведя кружком. Будьте внимательны: для каждого утверждения должен быть выбран и помечен только один ответ. Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо приятное впечатление. Нам важен не конкретный ответ, а суммарный балл по серии вопросов.

Опросник

1. Мне нравится:

а) выполнять любую работу, если знаю, что мой труд не пропадет даром,

б) учиться всему новому для того, чтобы достигнуть поставленных в жизни целей,

в) делать все как можно лучше, потому что это поможет мне в жизни.

2. Я думаю, что:

а) надо делать все, что поручают, как можно лучше, так как это поможет мне в жизни,

б) своей работой надо приносить пользу окружающим, тогда и они ответят тем же,

в) можно заниматься чем угодно, если это приближает к достижению поставленных целей.

3. Я люблю:

а) узнавать что-то новое, если мне это пригодится в будущем,

б) выполнять любую работу как можно лучше, если это будет кем-то замечено,

в) делать любое дело как можно лучше, так как это приносит радость окружающим.

4. Я считаю, что:

а) главное в любой работе это то, что она приносит пользу окружающим,

б) в жизни необходимо все испытать, попробовать свои силы во всем,

в) в жизни главное - это постоянно учиться всему новому.

5. Мне приятно:

а) когда я делаю любую работу так хорошо, как я это могу,

б) когда моя работа приносит пользу окружающим, так как это главное в любой работе,

в) выполнять любую работу, потому что работать всегда приятно.

6. Меня привлекает:

а) процесс приобретения новых знаний и навыков,

б) выполнение любой работы на пределе моих возможностей,

в) процесс той работы, которая приносит явную пользу окружающим.

7. Я уверен в том, что:

а) любая работа интересна тогда, когда она важна и ответственна,

б) любая работа интересна тогда, когда она приносит мне пользу,

в) любая работа интересна тогда, когда я могу мастерски ее выполнить.

8. Мне нравится:

а) быть мастером своего дела,

б) делать что-то самому, без помощи взрослых,

в) постоянно учиться чему-то новому.

9. Мне интересно:

а) учиться,

б) делать все то, что заметно окружающим,

в) работать.

10. Я думаю, что:

а) было бы лучше, если бы результаты моей работы всегда были видны окружающим,

б) в любой работе важен результат,

в) необходимо скорее овладеть нужными знаниями и навыками, чтобы можно было самому делать все, что хочется.

11. Мне хочется:

а) заниматься только тем, что мне приятно,

б) любое дело делать как можно лучше, поскольку только таким образом можно сделать действительно хорошо,

в) чтобы моя работа приносила пользу окружающим, так как это поможет мне в будущем.

12. Мне интересно:

а) когда я делаю какое-то дело так хорошо, как это могут сделать немногие,

б) когда я обучаюсь делать то, чего не умел раньше,

в) делать те вещи, которые обращают на себя внимание.

13. Я люблю:

а) делать то, что очень всеми ценится,

б) делать любое дело, если мне не мешают,

в) когда мне есть, чем заняться.

14. Мне хочется:

а) выполнять любую работу, так как мне интересен ее результат,

б) выполнять ту работу, которая приносит пользу,

в) выполнять ту работу, которая мне нравится.

15. Я считаю, что:

а) в любой работе самое интересное - это ее процесс,

б) в любой работе самое интересное - это ее результат,

в) в любой работе самое интересное - это то, насколько она важна для других людей.

16. Мне приятно:

а) учиться всему, что мне потом пригодится в жизни,

б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно,

в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.

17. Меня привлекает:

а) перспектива, которая откроется мне после окончания учебы,

б) то, что после учебы я стану нужным человеком,

в) в учебе то, что она полезна для меня.

18. Я уверен в том, что:

а) то, чему я научусь, всегда мне пригодится,

б) мне всегда будет нравиться учиться,

в) после учебы я стану нужным человеком.

19. Мне нравится:

а) когда результаты моей работы видны окружающим,

б) когда я выполняю свою работу мастерски,

в) когда я выполняю любое дело так хорошо, как это могут сделать немногие.

20. Мне интересно:

а) когда я качественно выполняю порученное мне дело,

б) делать все то, что заметно для окружающих,

в) если все знают, что я делаю на своей работе.

Ключ к методике

1а 2в 13а 4б 5в 13б 9в 13в 15а 10б 14а 15б 7а 14б 15в 8б 11а 14в  
1б 3а 16а 4в 6а 16б 9а 16в 18б 10в 12в 17а 7б 17б 18в 8в 17в 18а  
1в 2а 3б 5а 6б 11б 7в 12а 19б 8а 19в 20а      
2б 3в 11в 4а 5б 6в 9б 12б 20в 10а 19а 20б      

Каждому горизонтальному блоку в бланке ответов соответствует определенная группа мотивов профессиональной деятельности (см. интерпретацию результатов). Вначале подсчитывается сумма кружков в каждом горизонтальном блоке. Однако в различных группах мотивов присутствует неодинаковое количество вариантов ответов. Для сравнения суммы баллов первой и второй групп необходимо умножить на 2, а третьей и четвертой на 3. Полученные 4 суммы имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом. Наибольшее значение указывает на ту группу мотивов профессиональной деятельности, которая превалирует над другими. Далее группы мотивов можно проранжировать по степени значимости.

Интерпретация результатов

Выделяют 4 основные группы мотивов профессиональной деятельности:

1) мотивы собственно труда (МСТ),

2) мотивы социальной значимости труда (МСЗТ),

3) мотивы самоутверждения в труде (МСВТ),

4) мотивы профессионального мастерства (МПМ).

При характеристике каждой группы мотивов профессиональной деятельности из текста опросника выбираются соответствующие суждения.

Опросник по выявлению интереса к профессии с учетом цели труда Е.А. Климова (ОВИП)

Назначение - выявление интереса к профессии с учетом цели труда.

Инструкция. Отвечая на вопрос: «Что бы вы предпочлииз двух возможностей?», необходимо отдать предпочтение либо виду деятельности (а) по отношению к (б), либо виду деятельности (б) по отношению к (а), и поставить «+» напротив соответствующего номера вопроса.

Опросник

Что бы вы предпочли из двух возможностей?

1а. Изучать явления природы.

1б. Изменять живую природу, развивая, улучшая окружающую действительность.

2а. Распознавать неисправности, неполадки технических систем.

2б. Обрабатывать материалы (металл, дерево, пластмассу и др.).

3а. Научиться разбираться в людях, оценивать их положительные и отрицательные качества.

3б. Быть настоящим учителем, воспитателем молодежи, уметь оказывать на молодых людей положительное влияние.

4а. Искать ошибки в тексте, расчете, программе для ЭВМ.

4б. Производить вычисления, расчеты по заданному алгоритму.

5а. Изучать произведения литературы и искусства с целью раскрытия авторских замыслов.

5б. Восстанавливать памятники искусства и культуры.

6а. Разбираться в сущности и взаимосвязи явлений природы.

6б. Выводить новые сорта растений, породы животных.

7а. Заниматься наладкой и регулировкой электронной аппаратуры.

7б. Конструировать новые виды машин и механизмов.

8а. Распознавать характер человека, научиться давать точную характеристику людям, их качествам.

8б. Создавать в своем воображении тип вашего любимого героя или идеала.

9а. Корректировать тексты, анализировать математические функции, графики.

9б. Создавать математические модели явлений окружающего мира, применяя в них результаты расчетов.

10а. Искать неизвестные произведения искусства, не дошедшие до широкого круга ценителей.

10б. Создавать литературные произведения в поэзии, прозе, драматургии.

11а. Оказывать преобразующее влияние на развитие живых организмов.

11б. Заниматься разведкой и поиском полезных ископаемых.

12а. Заниматься сборкой новой техники (в сборочных цехах предприятий, на конвейере сборки электроники).

12б. Изобретать принципиально новые автоматические электронные устройства.

13а. Воздействовать на психику другого человека, подчиняя его вашей воле, заставляя следовать за вами.

13б. Вырабатывать новые, значимые личностные человеческие качества, анализировать их значение.

14а. Выполнять набор цифровой и текстовой информации при работе на ЭВМ.

14б. Разрабатывать новые математические конструкции, математические теории.

15а. Заниматься творческой оформительской работой в строительстве, книгопечатании и т.д.

15б. Работать над созданием произведений живописи, музыки и др.

Ключи к опроснику

Подсчитывается количество плюсов в каждой из 3 строк.

Г 10а  
П 11а 12а 13а 14а 15а  
И 10б 11б 12б 13б 14б 15б  

Интерпретация результатов

Три основные цели труда:

1) гностическая (познавательная) (Г). Не создавать новый продукт, а оценивать уже имеющийся продукт (или его отдельные параметры и характеристики), какое-либо изделие, произведение искусства, поведение людей и т.д., т.е. различать, оценивать, анализировать что-либо;

2) преобразующая (П). Преобразовывать какой-либо продукт, изделие, человеческие отношения, здоровье, информацию и т.п. с целью их изменения, усовершенствования, доработки: организовывать, упорядочивать; оказывать влияние, воздействовать, обрабатывать; перемещать, обслуживать;

3) изыскательная (И). Создавать новый, не существовавший ранее продукт, изобретать, придумывать что-либо, находить новый вариант, результат, образец.

Методика «Сферы профессиональных предпочтений»

Е.А. Климова в модификации Йовайши

Назначение - диагностика сферы профессиональных предпочтений.Методика «Сферы профессиональных предпочтений» (СПП) - модификация «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Е.А.Климова (5 типов профессий: «человек - природа», «человек - техника», «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек - художественный образ»).

Инструкция. Вам будет предложен перечень утверждений или вопросов, имеющих 2 варианта ответа. Определите, какому из вариантов вы отдаете предпочтение и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если Вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте цифру 3, а в клетку «б» - 0. В случае Вашего полного согласия с вариантом «б» и несогласия с вариантом «а» в клетку «б» вносится цифра 3, а в клетку «а» - 0. Если Вы согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для Вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

Опросник

1. Представьте, что Вы на выставке. Что Вас больше привлекает в экспонатах:

а) цвет, совершенство форм;

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны).

2. Какие черты характера в человеке Вам больше нравятся:

а) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;

б) мужество, смелость, выносливость.

3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли Вы необходимым:

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей; б) создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

4. Какое награждение Вас больше бы обрадовало:

а) за общественную деятельность;

б) за научное изобретение.

5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает Ваше внимание:

а) слаженность ходьбы, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колон (знамена, одежда и пр.).

6. Представьте, что у Вас много свободного времени. Чем бы Вы охотнее занялись:

а) чем-либо практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах).

7. Какую выставку Вы бы с большим удовольствием посмотрели: а) новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии); б) новых продовольственных товаров.

8. Если бы в школе было два кружка, какой бы Вы выбрали: а) музыкальный;

б) технический.

9. Если бы Вам предоставили пост директора школы, на что бы Вы обратили большее внимание:

а) на сплоченность коллектива;

б) на создание необходимых удобств.

10. Какие журналы Вы бы с большим удовольствием читали:

а) литературно-художественные;

б) научно-популярные.

11. Что важнее для человека:

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство.

12. Для благополучия общества необходимо:

а) техника;

б) правосудие.

13. Какую из двух книг Вы бы с большим удовольствием читали:

а) о развитии науки в нашей стране;

б) о достижениях спортсменов нашей страны.

14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у Вас большую заинтересованность:

а) о машине нового типа;

б) о новой научной теории.

15. Какая из двух работ на свежем воздухе Вас больше бы привлекла: а) работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);

б) работа с машинами.

16. Какая, на Ваш взгляд, задача школы важнее:

а) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

17. Что, на Ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно полезную работу.

18. Какая, на Ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

а) физика;

б) физическая культура.

19. Что обществу принесет больше пользы:

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей.

20. Какого характера научную работу Вы бы выбрали:

а) работу с книгами в библиотеке;

б) работу на свежем воздухе в экспедиции.

21. Представьте, что Вы профессор университета. Чему Вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии.

22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого Вы охотнее поехали бы:

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для нашей страны.

23. Какие лекции Вы бы слушали с большим удовольствием:

а) о выдающихся художниках;

б) о выдающихся ученых.

24. Что Вас больше привлекает при чтении книг:

а) яркое изображение смелости и храбрости героев;

б) прекрасный литературный стиль.

25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них Вы бы отдали предпочтение:

а) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;

б) физической культуре или другой работе, связанной с движением.

26. Какими выдающимися учеными Вы больше интересуетесь:

а) Поповым и Циолковским;

б) Менделеевым и Павловым.

27. Как Вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

а) на спорт, т.к. это нужно для укрепления здоровья;

б) на успеваемость учащихся, т.к. это необходимо для их будущего.

28. Что бы Вас больше заинтересовало в печати:

а) сообщение о состоявшейся художественной выставке;

б) известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

29. Если бы Вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы Вы выбрали:

а) главного инженера завода;

б) директора универмага.

30. Как Вы считаете, что важнее:

а) много знать;

б) создавать материальные блага.

Ключ к опроснику

В каждом столбце подсчитывается количество баллов. Суммарные баллы записываются в свободные клеточки под каждым столбцом, соответствующим определенной сфере профессиональных предпочтений.

СИ СТИ СРСЛ СУТ СФТ СМИ
 
   
 
   
10а     10б   11а
11б 12а 12б 13а 13б  
  14а   14б 15а  
  15б 16а     16б
17а   17б 18а 18б 19а
    19б 20а 20б  
21а     21б 22а 22б
23а   23б   24а  
24б 25а     25б  
  26а   26б 27а 27б
28а   28б     29а
  29б   30а   30б
           

Интерпретация результатов

1. Сфера искусства - СИ («человек - художественный образ»);

2. Сфера технических интересов - СТИ («человек - техника»);

3. Сфера работы с людьми - СРСЛ («человек - человек»);

4. Сфера умственного труда - СУТ (склонность к умственной деятельности);

5. Сфера физического труда - СФТ (склонность к подвижной (физической) деятельности);

6. Сфера материальных интересов - СМИ (производство и потребление материальных благ).

Анализируя полученные данные, необходимо выделить столбцы, содержащие наибольшее количество баллов, и эти сферы деятельности можно считать предпочитаемыми оптантом (выбирающим профессию). Столбцы, содержащие наименьшее количество баллов, отражают сферы деятельности, отвергаемые оптантом.

Примечание: при характеристике сфер профессиональных предпочтений целесообразно использовать интерпретацию результатов «Дифференциально-диагностического опросника» (ДДО) Е.А.Климова.

Рекомендуемая литература к лабораторной работе 3

1.Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика:учеб.пособ.для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга. - 2004. - 192 с. (с. 124-130)
2. Резапкина Г. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки: Рабочая тетрадь учащегося. - М.: Генезис, 2007.- 144 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: