Многочисленные исследования показали, что профессиональное развитие в значительной мере связано с особенностями среды, в которой осуществляется деятельность. Такой средой является предприятие и его организационная культура. «Приспособление не только труда к человеку, но и человека к труду – одна из задач психологического сопровождения трудовой практики» [Практикум по дифференциальной профессиональной диагностике. Учебное пособие /Под общ. Ред. В.А. Бодрова. – М.: ПЭР СЭ, 2003. – 768 с. (Современное образование)].
Одним из важных аспектов развития современного профессионала является реализация его карьерного потенциала. Активное управление карьерой в динамичных социально-экономических условиях является одним из ключевых условий достижения профессионального и даже шире – жизненного успеха человека. В наше время в карьере сотрудников происходят постоянные изменения, осуществляются переходы из одной сферы деятельности в другую, а «профессиональное и личностное развитие – во многом дело рук сотрудников, которые сами управляют собственным карьерным продвижением» [Управление человеческими ресурсами / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. – СПб: Питер, 2002. – С. 659].
Личностные, лидерские качества, стили управления являются актуальнейшими из проблем организационной психологии и требуют дальнейших исследований.
Социально-психологические проблемы инноваций привлекают внимание исследователей. Инновация возникает как ответ на внутреннее напряжение, проблему, противоречие в привычном, традиционном укладе жизни, проявляющееся как в окружающей среде, обществе, так и в самом человеке, в среде его ценностей, потребностей, установок и т.д.
И еще принятие (или не принятие) личностью инноваций в обществе особенно актуально в условиях коренной ломки общественных структур.
Поэтому нами подобрана батарея стандартизированных методик, касающихся и организационной культуры, и карьерных ориентаций, и стилей управления, и проблем готовности личности к изменениям, новизне, риску, к восприятию инновационного потенциала личности.