Традиционно различают два основных вида ролевых конфликтов, возникающих на внутриличностном уровне

Это, во-первых, конфликт «Яроль », противоречия, возникающие между требованиями роли и возможностями личности, когда либо из-за неспособности человека соответствовать требованиям роли (например, занимать должность, кото­рая предполагает необходимость быстро, без колебаний принимать решения, что ему несвойственно), либо из-за нежелания соответствовать своей роли возникает проблема выбора. Человек может или выбрать роль и изменить себе, или отказать­ся от роли, или же найти компромиссный способ снятия или ослабления этого противоречия. Субъективные переживания, возникающие у человека в подобной ситуации, называют конфликтом «Я — роль», или личностно-ролевым. Например, Мерлин в своей работе, посвященной психологическим конфликтам в трудовой деятельности, перечисляет основные причины таких конфликтов на основе анализа и практической работы с несколькими десятками конкретных случаев. По крайней мере, часть из них полностью соответствует тому, что сегодня называется ролевы­ми конфликтами: конфликт предъявляемых требований и возможностей человека, «конфликт долга и личных мотивов», и т. п. (Мерлин, 1970).

Второй вариант ролевых конфликтов — это межролевые конфликты, когда разные ролевые позиции личности (и соответствен-но требуемое ими ролевое поведение) оказываются несовместимыми, что превращается для человека в се­рьезную психологиче-скую проблему. Например, роль руководителя предписывает человеку контроль за соблюдением дисциплинарных и иных требований членами его группы, что легко может вступать в противоречие с его позицией, если отношения между ним и его сотрудниками дружеские. Другим типичным и, возможно, наиболее распространенным межролевым конфликтом является противоречие между профес­сиональной и семейной ролями. Само это противоречие в известном смысле неизбеж­но («чем больше уделяешь внимания работе, тем больше страдает семья» и наобо­рот), и нахождение компромиссного варианта в этом случае достаточно типично, хотя оно и может превратиться в острый конфликт с тяжелым выбором «или-или».

Тяготы подобного ролевого конфликта, похоже, имеют достаточно распростра­ненный во многих культурах характер. В частности, известны исследования роле­вых конфликтов у женщин, выполненные американскими авторами. Типичным по­казателем ролевого конфликта работающей женщины является «чувство вины пе­ред семьей и домом. Оно является полностью субъективным и выражается в раз­личного рода самообвинениях (например, что дети мало ухожены, муж обделен лаской и вниманием жены, и т. д.) из-за того, что работа отнимает у респондента слишком много времени и сил. При этом объективная картина жизненной ситуации может быть во многом иной...» (Алешина, Лекторская, 1989, с. 80). В исследовании Ю. Г. Алешиной и Е. В. Лекторской предметом изучения было успешное и неус­пешное решение ролевого конфликта работающими женщинами. На основе опроса были выделены две группы женщин — с высокой и низкой степенью выраженности ролевого конфликта. Основной вывод проведенного авторами исследования сво­дится к следующему: «Жизненные ситуации женщин с разной выраженностью ро­левого конфликта оказались принципиально различными, причем женщины с низ­ким ролевым конфликтом оказались более удовлетворенными как профессиональ­ными, так и внутрисемейными особенностями своей жизни». Напротив, для женщин с высоким ролевым конфликтом было характерно отсутствие четкой ориентации на семью или работу, большее влияние на их жизнь различных личностных характери­стик, зависимость от мнений и оценок окружающих, более тесная связь внутрисе­мейных и рабочих характеристик. Таким образом, как считают авторы, «жизненная ситуация женщин с высоким ролевым конфликтом гораздо менее определенна и стабильна, чем у представительниц противоположной группы» (с. 87).

Типичными факторами, определяющими интенсивность ролевого конфликта, счи­таются степень совместимости—несовместимости разных ролевых ожиданий (пове­дения, требуемого ролью); жесткость, с которой эти требования предъявляются; личностные характеристик самого индивида, его отношение (установки, направленность) к ролевым ожиданиям и т.д. В этой плоскости и выполнено большинство исследований по проблематике ролевого конфликта.

Внутриличностные противоречия и конфликты

Конфликт (а внутриличностный, пожалуй, в особенности) — сложное явление, трудно поддающееся классификации. Психолог, работающий с конкретным конф­ликтом, возможно, и не нуждается в ней. Однако в описании феноменологии конф­ликтов систематизация, даже и не вполне удовлетворяющая, необходима. Несовер­шенство систематизации, используемых для различения отдельных видов внутриличностных конфликтов, оправдывается прежде всего практическими потребностями их анализа и диагностики, а также поиском возможностей их преодоления.

Описанные разновидности внутриличностных конфликтов выделены не в резуль­тате теоретического анализа, а отражают реальное распределение интересов иссле­дователей; однако они фактически относятся к традиционно различаемым сферам психической жизни человека и тем самым получают дополнительное подтвержде­ние обоснованности своего места в общем пространстве его внутреннего мира. Каж­дый из этих видов конфликтов — мотивационный, когнитивный или деятельностный — имеет свое содержание, отражающееся прежде всего в характере лежащего в основе конфликта противоречия, и свою специфику в реальной жизненной ситуа­ции. Но переживаемый человеком психологический конфликт может содержать компоненты мотивационного, когнитивного, ролевого противоречий, и подход, раз­лагающий конфликт на его возможные «слагаемые», не всегда релевантен.

В стремлении приблизиться к сложному миру реального внутриличностного кон­фликта исследователи пытаются, с одной стороны, описывать конфликт на языке пе­реживания его человеком, а с другой стороны, оперировать более целостными едини­цами анализа.

Примером первого подхода может служить классификация основных видов внут­риличностных конфликтов, предложенная Шипиловым. В качестве основных струк­тур внутреннего мира личности, между которыми возможно возникновение проти­воречий и конфликтов, им рассматриваются мотивы, переживаемые человеком как «я хочу»; ценности, выступающие как «эталон должного» в силу принятия их лич­ностью или просто необходимости следовать им и воспринимаемые человеком как «надо» или «я должен»; самооценка, выражающаяся в «могу» или «не могу» (Анцупов, Шипилов, 1999). (Данный подход является применением к описанию обычных конфликтов в типологии невротических конфликтов, предложенной В. Н. Мясищевым. истерический конфликт — это бессознательное неразрешимое противоречие между уровнем притязаний, «хочу» и возможностями, «могу»; неврастенический конфликт-противоречие между «должен» и «могу» — отражает завышенные требо­вания к себе, превышающие возможности личности; обсессивно-психастенический конфликт вызывается невозможностью сделать выбор между влечениями и норма­тивными представлениями, между «должен» и «хочу».)

В зависимости от того, какие из этих структур оказываются в противоречии, различаются основные виды внутриличностных конфликтов (табл. 3-1).

Данная классификация, конечно, не бесспорна. Например, «надо» («я должен») может интерпретироваться как мотив выполнения долга перед собой или другими (в последнем случае за ним легко угадывается и мотив социального одобрения), и тогда так называемый «нравственный конфликт» фактически превращается в моти­вационный. Несмотря на недостатки, делающие предложенную классификацию уязвимой для критики, поиск в этом направлении перспективен, поскольку он прежде всего отвечает интересам практики, имеющей дело с «живым» языком пере­живаемых человеком проблем.

Другая возможность понимания внутриличностных конфликтов как целостного явления внутреннего мира человека — это обращение к их описаниям с помощью общей феноменологии самосознания личности. Конфликт рассматривается как одна из стадий развития внутриличностного противоречия, которое определяется как «субъективно переживаемое рассогласование тех или иных тенденций (оценок, притязаний, установок, интересов и т. п.) в самосознании личности, которые взаи­модействуют и изменяют друг друга в процессе развития» (Митина, Кузьменкова, 1998).

Наибольший интерес с точки зрения описания конфликта в структуре самосоз­нания личности представляет работа В. В. Столина (1983). В качестве «единицы самосознания», по его мнению, выступает «смысл "Я"», который содержит когни­тивный, эмоциональный и отношенческий компоненты. Поскольку в реальном мно­гообразии отношений человека его поведение, его действия могут иметь позитив­ный смысл по отношению к одному мотиву (приближая к его удовлетворению) и негативный по отношению к другому (отдаляя от него), возникает конфликтный смысл действия. Само действие, наделенное для человека противоречивым смыслом, Столин называет поступком. До этого действия человек может переживать необходимость решения либо в форме эмоциональных затрудне-ний, либо как созна­тельную дилемму, но конфликтный смысл «Я» возникает только после совершения поступка. Сам по себе поступок становится результатом преодоления внутренних преград к действию, либо, под их влиянием, — отказа от действия. Внутренние пре­грады — это особенности личности, которые проявляются в конкретных ситуаци­ях, требующих определенных действий, и, ограничивая свободу их выбора, создают внутреннюю конфликтность, «превращающую действие в поступок».

Таким образом, общая логика рассуждений Столина сводится к следующему: «множественность деятельностей приводит к множественности смыслов "Я", пере­сечение деятельностей — к поступкам, поступки — к конфликтным смыслам "Я", конфликтный смысл "Я" запускает дальнейшую работу самосознания» (Столин, 1983, с. 109). Содержанием этой работы самосознания, которую Столин называет «личностным решением задачи на конфликтный смысл», является осмысление со­вершенного поступка, его признание или отвержение, принятие сделанного выбора или раскаивание в нем и т. д. Мы вернемся к обсуждению этого при описании спо­собов реагирования человека на конфликт.

Таким образом, поиск в области исследования внутриличностных конфликтов — этой «вечной» проблемы человека и «вечного» предмета интереса психологов — продолжается. Его общая тенденция состоит в переходе от рассмотрения конфлик­та на уровне «частичного» индивида, представленного мотивационной, когнитив­ной сферой или иными личностными образованиями, к описанию конфликтов как явлений целостного самосознания личности, что открывает новые перспективы в их понимании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: