Объектами калькулирования себестоимости перевозок являются: грузовые и пассажирские перевозки, перевозки багажа и грузо-багажа, а также почты.
Калькуляционной единицей себестоимости перевозок, перевозок багажа и грузо-багажа принимается 10 т-км., пассажирских перевозок - 10 пассажиро - км., перевозок почты - 10 вагоно-км почтовых вагонов.
Прежде всего определяют себестоимость грузовых и пассажирских перевозок, которая затем дифференцируется по видам сообщений: грузовых - в прямом и местном, пассажирских - в дальнем и пригородном. Средняя себестоимость грузовых и пассажирских перевозок дифференцируется по видам тяги: электровозная, тепловозная, электропоезда и дизель-поезда. По видам тяги дифференцируется также себестоимость перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
Важнейшим этапом калькулирования является распределение эксплуатационных расходов между видами перевозок, видами сообщений и видам тяги. Оно производится по отдельным статьям или группам статей каждого хозяйства тремя способами:
Часть расходов (прямые расходы) непосредственно относится на определенный вид перевозок или вид тяги (например, расходы, связанные с работой электровозов в пассажирском движении, прямо относятся на пассажирские перевозки и на электрическую тягу);
Часть расходов, связанная с разными видами перевозок, разными видами сообщений и видами тяги (косвенные расходы), распределяются между ними пропорционально величинам тех или иных измерителей работы подвижного состава или использования постоянных устройств. В случаях, когда объем работы на единицу измерителя при разных видах перевозок неодинаков, применяются приведенные измерители. При этом измеритель по одному виду перевозок приводится к другому с помощью коэффициентов.
Остальные расходы (косвенные) распределяются между видами перевозок, видами сообщений и видами тяги пропорционально ранее распределенным расходам или расходам на оплату труда в их составе.
Основные расчеты по распределению эксплуатационных расходов по видам перевозок и видам тяги, а также расходов связанных с пассажирскими перевозками, - по видам сообщений, выполняются в отделениях дорог. При расчете себестоимости перевозок величины, содержащиеся в таблицах по отделениям, суммируются и к ним присоединяются расходы управлений дорог, не включенные в суммы расходов по отделениям, эти расходы распределяются пропорционально расходам на оплату труда, ранее распределенным отделениями.
Калькулирование себестоимости перевозок пассажиров, багажа и почты и себестоимости перевозок грузов по видам сообщений производится только управлением дороги по дороге в целом.
При калькулировании себестоимости грузовых и пассажирских перевозок на отделении дороги производится распределение всей суммы эксплуатационных расходов по данным Отчета по основным показателям производственно-финансовой деятельности предприятий ж.д. транспорта (форма 7у) и калькуляций локомотивных депо на две группы: на перевозку грузов в поездах грузового движения, включая хозяйственные, и на перевозку пассажиров (с учетом затрат на перевозку багажа и почты).
Распределение расходов по видам перевозок произведем в табл. 3.
Таблица 3 Распределение расходов отделения дороги между пассажирскими и грузовыми перевозками, тыс. руб.
Наименование хозяйств и групп расходов | Порядок отнесения расходов или наименование измерителей, пропорционально которым они распределяются | Доля общей величины измерителя, приходящаяся на перевозки | Всего расходов | Всего расходов на оплату труда | Всего расходов по пассажирским перевозкам | Расходы на оплату труда по пассажирским перевозкам | Всего расходов по грузовым перевозкам | Расходы на оплату труда по грузовым перевозкам | ||
пассажирские | грузовые | |||||||||
1. Хозяйства: перевозок, грузовой и коммерческой работы, пассажирское | ||||||||||
А. хозяйство перевозок | ||||||||||
1.Маневровая работа, прием и отправление поездов на грузовых и сортировочных станциях | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
2.Прием и отправление поездов на остальных станциях, обслуживание зданий, содержание оборудования и инвентаря хозяйства перевозок | Локомотиво-км в голове поездов и в одиночном следовании по роду движения и поездо-км электропоездов и дизель-поездов | 81,7 | 18,3 | |||||||
3.Итого основных расходов хозяйства перевозок | х | х | ||||||||
4.Общие для всех отраслей хозяйства основные и общехозяйственные расходы хозяйства перевозок | Расходы на оплату труда по хозяйству перевозок | 25,4 | 74,6 | |||||||
5.Итого расходов хозяйства перевозок | ||||||||||
Б. хозяйство грузовой и коммерческой работы | ||||||||||
6.Все расходы хозяйства грузовой и коммерческой работы | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
В. Хозяйство пассажирское | ||||||||||
7.Все расходы хозяйства пассажирского | На пассажирские перевозки | 100,0 | х | х | х | |||||
8.Всего расходов по хозяйствам: перевозок, грузовой и коммерческой работы и пассажирскому | х | х | ||||||||
Локомотивное хозяйство | ||||||||||
А. Электровозные депо | ||||||||||
9.Работа электровозов в пассажирском движении | На пассажирские перевозки | 100,0 | х | х | х | |||||
10.Работа электровозов в грузовом и хозяйственном движении | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
11.Экипировка электровозов, устранение отказов в межремонтные периоды, текущий ремонт и техническое обслуживание электровозов, работающих в поездах пассажирского движения | На пассажирские перевозки | 100,0 | х | х | х | |||||
12.Экипировка электровозов, устранение отказов в межремонтные периоды, текущий ремонт и техническое обслуживание электровозов, работающих в грузовом и хозяйственном движении | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
13.Амортизация поездных электровозов | Электровозо-часы поездных электровозов по роду движения по депо приписки электровозов | 50,4 | 49,6 | х | х | х | ||||
14.Итого основных расходов электровозных депо | х | х | ||||||||
15.Основные общие для всех отраслей хозяйства и общехозяйственные расходы электровозных депо | Расходы на оплату труда в электровозных депо | 31,9 | 68,1 | |||||||
16.Всего расходов электровозных депо | ||||||||||
Б. Моторвагонные депо | ||||||||||
17.Всего расходов моторвагонных депо по эксплуатации электропоездов | На пассажирские перевозки | 100,0 | х | х | х | |||||
В. Тепловозные депо | ||||||||||
18.Работа тепловозов в грузовом и хозяйственном движении | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
19.Работа тепловозов на маневрах | См. табл. 4 | 19,4 | 80,6 | |||||||
20.Экипировка тепловозов, устранение отказов в межремонтные периоды, текущий ремонт и техническое обслуживание тепловозов, работающих в грузовом и хозяйственном движении | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | |||||
21. Экипировка тепловозов, устранение отказов в межремонтные периоды, текущий ремонт и техническое обслуживание тепловозов, работающих на маневрах | См. табл. 4 | 19,4 | 80,6 | |||||||
22.Амортизация специальных маневровых тепловозов | См. табл. 4 | 19,4 | 80,6 | х | х | х | ||||
23.Итого основных расходов тепловозных депо | х | х | ||||||||
24.Общие для всех отраслей хозяйства основные и общехозяйственные расходы тепловозных депо | Расходы на оплату труда в тепловозных депо | 10,2 | 89,8 | |||||||
25.Всего расходов тепловозных депо | х | х | ||||||||
26.Всего расходов по локомотивному хозяйству | х | х | ||||||||
Хозяйство пути | ||||||||||
27.Текущее содержание пути и постоянных устройств, искусственных сооружений на главных путях, капитальный ремонт земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения главных путей | Приведенные тонно-км брутто | 64,6 | 35,4 | |||||||
28.Текущее содержание пути и постоянных устройств, амортизация земляного полотна и верхнего строения пути на станционных путях, капитальный ремонт земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения станционных путей | См. табл. 4 | 19,4 | 80,6 | |||||||
29.Охрана пути, переездов и искусственных сооружений, содержание защитных лесонасаждений, работы по снего-, водо- и пескоборьбе, прочие работы по хозяйству пути, амортизация земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения пути на главных путях, затраты на капитальный ремонт по защитным лесонасаждениям | Приведенные локомотиво-км в голове поездов и в одиночном следовании по роду движения и поездо-км электропоездов и дизель-поездов | 85,6 | 14,4 | |||||||
30.Амортизация подъездных путей и расходы по капитальному ремонту подъездных путей | На грузовые перевозки | х | 100,0 | х | х | х | х | |||
31.Итого основных расходов хозяйства пути | х | х | ||||||||
32.Общие для всех отраслей хозяйства основные и общехозяйственные расходы хозяйства пути | Расходы на оплату труда | 56,6 | 43,4 | |||||||
33.Всего расходов по хозяйству пути | х | х | ||||||||
34.Расходы хозяйств вагонного, гражданских сооружений, сигнализации и связи, электрификации и электроснабжения, содержание технологических центров и восстановительных поездов | х | х | ||||||||
35.Всего расходов по всем хозяйствам | х | х | ||||||||
36.Общие для всех отраслей хозяйства основные и общехозяйственные расходы отделения дороги | х | х | ||||||||
37.Всего расходов по перевозкам отделения дороги | х | х | ||||||||
38.Тонно-км приведенные, пассажиро-км, тонно-км эксплуатационные, млн. | х | х | х | х | х | |||||
39.Себестоимость 10 приведенных тонно-км, 10 пассажиро-км и 10 тонно-км эксплуатационных, руб. | Стр. 37*10 Стр. 38 | х | х | х | х | х | ||||