А. Влияние уровня мотивации на научение и память

Если уровень мотивации, побуждающей субъекта запоминать материал, возрастает, то эффективность долговременной памяти также имеет тенденцию увеличиваться (Эта зависимость подтверждается многочисленными исследс заниями на животных, хотя имеются и противоречивые результаты. См. по этому вопросу Хилгарда и Маркиса - обзор Кимбл (1961)). Хайер и О'Келли (1949) подтвердили эту зависимость эффективности сохранения от уровня мотивации. Две группы испытуемых-студентов заучивали в течение 5 предъявлений ряд из 20 бессмысленных слогов. Одной группе говорилось, что целью эксперимента является стандартизация материала (слабая мотивация), тогда как в инструкции другой группе подчеркивалось, что результат каждого испытуемого будет рассматриваться как показатель его интереса к данной проблеме (сильная мотивация). Запоминание определялось сразу же после окончания заучивания и неделю спустя. Полученные результаты свидетельствуют о том, что при сильной мотивации уменьшается количество ошибок и возрастает число правильных воспроизведений (см. таблицу XVII).

Почему это происходит? По нашему мнению, нужно связать проблему зависимости эффективности заучивания и сохранения от уровня мотивации с проблемой влияния общего уровня активации организма на скорость усвоения. В самом деле, существует несомненная связь между уровнем мотивации и уровнем активации организма: когда усиливается мотивация, то повышается уровень активации и улучшается исполнение.

Так, Биллз (1927) показал, что для заучивания ряда из 9 бессмысленных слогов требуется меньшее число повторений, когда упражнение сопровождается мышечным напряжением (экспериментальная группа), чем в том случае, когда заучивание осуществляется в обычных условиях (контрольная группа). Через 3 часа после окончания заучивания экспериментальная группа дала лучшие по сравнению с контрольной результаты по показателям воспроизведения и сбережения при повторном заучивании.

Но для данной задачи благоприятное влияние уровня активации не безгранично: существует оптимальный уровень мышечного напряжения, выше или ниже которого эффективность упражнения уменьшается (Курте, 1939).

По-видимому, к аналогичному выводу можно прийти, если рассматривать проблему с точки зрения отношений между уровнем мотивации, с одной стороны, и научением и памятью - с другой. Чрезмерная мотивация часто приводит к возникновению эмотивных реакций, способных дезорганизовать деятельность субъекта по выполнению задачи вследствие сильного возбуждения организма, а в некоторых случаях даже полностью блокировать психическую деятельность. Разумеется, в подобных обстоятельствах память и научение будут сильно затруднены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: