Сочинение о роли эпизода. Пособие для учащихся лицея. 2002 г., 43 с

Государственное образовательное учреждение

Лицей № 1502 при МЭИ

Щербина И.В.

Сочинение о роли эпизода

Пособие для учащихся лицея

Москва - 2002 г.


В пособии использованы сочинения учащихся лицея:

Захожей Н.

Заятдиновой А.

Марковой О.

Мельниковой Е.

Хабаровой О.

Сочинение о роли эпизода. Пособие для учащихся лицея. 2002 г., 43 с.

Пособие может быть использовано для обучения сочинению и подготовки к выпускному (переводному) экзамену по литературе. Содержащиеся в пособии теоретические сведения помогут в овладении литературоведческой стороной анализа произведения (эпизода), схемы и таблицы – содержательной и композиционной. Практический материал – вопросы и задания, тексты анализа эпизода дадут представление о сочинениях данного вида в целом.


Эпос Жанры, виды эпических произведений идейный смысл тенденциозность смысл названия Тема «вечные» темы проблематика конфликт фабула Композиционное своеобразие структура сюжетной линии внесюжетные элементы Повествователь рассказчик Система персонажей Приемы и средства создания образа персонажа Хронотоп авторская позиция Психологизм Пафос Стиль род литературы, наряду с лирикой, драмой роман, повесть, рассказ, очерк и др. совокупность идей, объединенных ведущей главной мыслью преобладание идеи над художественной формой, навязывание ее читателю семантика (смысл), символика, типология явление (круг явлений) действительности, которое автор отбирает, обобщает, воспроизводит имеющие вневременное, всечеловеческое значение: жизнь и смерть, любовь, поиск смысла жизни, взаимоотношения поколений, человек и природа и т.д. совокупность проблем (вопросов) нравственная, философская, социальная, политическая, историческая, семейно-бытовая, религиозная и др. Противопоставление, противоречие, столкновение, борьба, лежащие в эпическом и драматическом произведении в основе сюжета конкретное развитие событий в произведении соотношение частей, особые композиционные приемы экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка эпилог вводные (вставные) эпизоды лирические отступления, обрамления лицо, ведущее повествование повествователь, являющийся действующим лицом произведения вершинная, система равнозначных образов имя прототип портрет авторская характеристика характеристика другими действующими лицами сопоставление, сравнение действия и поступки в системе сюжета интерьер пейзаж речь монолог, внутренний монолог диалог (время и пространство) понимание жизни и выражение отношения к ней изображение внутреннего мира глубокое, страстное чувство, эмоциональный ток повествования: комический, иронический, сатирический героический драматический и трагический, а также романтический, сентиментальный выражение индивидуальности художника и отдельного произведения Специфика анализа эпического произведения связана со своеобразием эпоса как рода литературы - повествованием о жизни человека, событиях, в которых он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с др. людьми, переживаниях и т. д. Важно не путать видовые понятия (роман - рассказ), уметь по совокупности признаков отличить роман от повести, повесть от рассказа, рассказ от очерка. Обычно отмечается жанровое своеобразие эпических произведений (социально - психологический роман, историческая повесть, фантастический рассказ и т.п.) Определить главную мысль трудно, она открывается по мере постижения проблематики, развития образов. Раскрыть главную идею - значит осмыслить произведение в целом. Следует избегать поверхностных выводов, формулируемых наподобие «главная мысль состоит в том, что…» Открытая тенденциозность, в ущерб художественности, скорее всего, говорит о невысокой художественной ценности произведения. Толкование названия - часть анализа произведения. Предположения о его смысле могут высказываться в начале работы, исходя из семантики: буквального смысла и многозначности слов, их переносного значения и др. Наиболее полно смысл названия раскрывается в процессе постижения идейного смысла, а значит, анализ произведения может быть подчинен цели глубокого и полного раскрытия смысла названия: что обусловило название, в чем значимость отраженной в нем темы (проблемы, образа), какова связь названия произведения с произведениями других авторов (реминисценции, аллюзии, ассоциации) и др. Не смешивать тему с жизненным материалом (последнее шире). Важно определить главную тему произведения и частные темы (мотивы) и рассматривать в единстве с другими элементами содержания произведения (проблематикой, идеей). Так называемые «вечные» темы получают разное освещение в связи проблематикой произведения. Важно не только отметить то, что автор затрагивает «вечную тему», но и показать, как он подходит к ней, какую проблему поднимает, как решает и т.д. Проблематика произведения связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода. Одна и та же тема у разных авторов ведет к постановке разных проблем - это следует учитывать при анализе произведения. Следует рассмотреть значимость проблематики, на каком материале она рассматривается, в каком конфликте, сюжете реализуется и т.д. Следует определить характер конфликта (острый, «вялый», интрига), его тип, социальный, нравственный, психологический, социально-исторический, интимно-личный; и т.д.; в зависимости от сил, вступающих в противоречие: характер и обстоятельства, конфликт характеров, внутренний конфликт. Необходимо не только констатация особенностей конфликта, но и аргументация, а также анализ развития конфликта в сюжете произведения. Изложить фабулу – значит кратко пересказать произведение, эпизод. Это наиболее уместно сделать, рецензируя малоизвестное, новое произведение. Однако не стоит увлекаться пересказом в ущерб анализу. Анализ композиционного своеобразия предполагает рассмотрение состава произведения, (сколько в нем частей и каковы они), соотношения частей, особых композиционных приемов (контраст, обрамление и др.); роли внесюжетных элементов и вывод о соответствии композиции авторским задачам. Определить характер экспозиции: прямая, «обратная» (в конце произведения), «рассыпанная» (рассредоточена по всему произведению), ее объем, назначение. ее назначение - предварять конфликт, показывать условия, которые вызвали конфликт. Характеристику завязки можно совместить с характеристикой конфликта. Если завязка многоэпизодна, стоит отметить это как элемент сюжетно-композиционного своеобразия. Стоит излагать фабульно, акцентируя внимание на наиболее важных моментах в изображении развития характеров, появлении новых персонажей, художественных деталях и др. Определить характер кульминации (мгновенна она или многоэпизодна), художественный смысл. Рассмотреть, как передается автором напряженность кульминационного момента в развитии конфликта. Следует иметь в виду, что в произведении, состоящем из равнозначных эпизодов («житие», «путешествие» и др.) общей кульминации может не быть. Рассмотреть, разрешился ли конфликт и каким образом. Часто проблема, из которой проистекает конфликт, неразрешима. Ответьте почему. Рассмотрите, какова художественная функция эпилога, как он связан с основным сюжетным действием. Отметьте, с какой целью вводятся в повествование, как связаны с основным сюжетным действием, вставные эпизоды (сны, повествование о прошломперсонажа, письма и т.п.). Определите, в каком качестве выступает повествователь: нейтрален или высказывает свое отношение к изображаемому, является участником изображаемых событий, вымышленным лицом, в какой мере близок автору, какова художественная роль образа повествователя. Анализ образа рассказчика связан с раскрытием его характера, особенностей речевой манеры, отношения к изображаемому. Отметить наличие главного героя (равнозначных образов), рассмотреть, выявляя связь с основной проблематикой, его (их) отношение с персонажами-двойниками, антагонистами и др. Осмыслить художественные функции второстепенных и эпизодических персонажей, приемы создания их образов. «Говорящие» фамилии, прозвища, имена, вызываемые ими ассоциации, отсутствие имени как прием обезличивания и др. следует рассматривать как прием, традиционный или новаторский, создающий характер героя. Упоминание о прототипе демонстрирует знание творческой истории произведения. Не стоит включать в сочинение без комментария больших цитат с описанием внешности героя. Покажите приемы портретной характеристики (лаконизм - обилие деталей, статичность - динамику, описание - сравнение), отметить психологизм. Рассмотрите прямую авторскую характеристику персонажа как средство выражения авторской позиции. Рассмотрите как элемент сопоставления персонажей, выявляющий их характеры. Благодаря сравнению персонажа с другим персонажем, исторической личностью и литературным героем, животным, выявляются те или иные стороны характера персонажа. Рассмотрите, как они характеризуют персонажа, отражают эволюцию его характера. Отметьте особенности изображения интерьера как средства характеристики персонажа: его социального статуса, сферы интересов, личных качеств, а также сам характер изображения (подробный, через деталь, психологичный и др.) Рассмотрите, чьими глазами дан пейзаж (автора или персонажа), как он связан с переживаниями персонажа, каковы его функции в целом. Рассмотрите, как речь персонажа отражает его социальный статус, индивидуальные особенности: уровень духовного и интеллектуального развития, интересы, темперамент, отношение к тому, о чем он говорит. Рассмотрите, как построен монолог персонажа, как в нем раскрывается его характер, переживания. Отметьте мастерство писателя в создании монолога героя. Охарактеризуйте способ построения внутреннего монолога (аналитический, «поток сознания», несобственно-прямая речь и др.) как элемент авторской поэтики. Рассмотрите диалог как средство раскрытия характеров персонажей и особенность авторского стиля. Охарактеризуйте художественное время в его соотнесенности с историческим, природным (время года, суток) в хронологии событий и душевных переживаниях персонажа. Рассмотрите художественное пространство как место действия, приемы создания образа города, деревни, дома. Охарактеризуйте пространство как реальное или условное, замкнутое или открытое. Выявляется в процессе анализа произведения через прямые (авторская характеристика и авторские отступления) и косвенные формы выражения: в позиции героя-рассказчика, главного героя, близкого автору, названии произведения, эпиграфе к нему, посвящении. Позиция автора проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей, их портретах, образах природы, особенностях авторского повествования, пафосе и т.д. Рассмотрите формы психологизма как особенности авторского стиля: психологический анализ, «диалектика души», сон, портрет, пейзаж, интерьер, деталь и др. Пафос - одно из средств выражения авторской позиции, его отсутствие - также. Рассмотрите, как выражается комическое в несоответствии ничтожной сущности и внешней значимости. Как способствуют комическому изображению гипербола, гротеск, аллегория. Рассмотрите, как автор показывает величие человека, совершающего подвиг, вызывая восхищение читателя. Покажите, как автор вызывает у читателя чувство сопереживания персонажам, которые страдают и погибают, чувство возмущения и гнева и т. д. Можно выделить стилевые элементы, присущие литературному направлению или характерные для художественного метода (романтизма, реализма), рассмотреть стилистические особенности (поэтику) автора, а также элементы художественной формы, придающие произведению определенный эстетический облик (изобразительно - выразительные средства, интонацию и т.д.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: