«Преступление и наказание»
1. Расскажите о религиозно-нравственном аспекте мировоззрения Достоевского, нашедшем отражение в проблематике романа и в данном эпизоде.
2. Сформулируйте тезис о ключевой роли эпизода для понимания идейного содержания романа, учитывая место эпизода, кульминационный характер изображенного события, символический смысл евангельской параллели.
3. Расскажите, опираясь на текст предыдущих глав, о той внутренней борьбе, которая происходит в Раскольникове и приводит его к Соне.
4. В этом эпизоде мы впервые видим Соню в ее комнате. Какую роль отводит автор интерьеру? Какой символический смысл в том, что Соня встречает Раскольникова со свечой в руке?
5. Как характеризуют Соню ее монологи о Катерине Ивановне, о детях? Что помогает ей выживать в нечеловеческих условиях?
6. Каково отношение Раскольникова к Сониному «великому страданию»? Что он думает о том, как позор и низость в ней со «святыми чувствами» совмещаются?
7. Как вводится в эпизод сцена чтения Евангелия? Какое воспоминание, возможно, подсказывает Раскольникову прочитать именно о Лазаре? В чем суть евангельского сюжета о воскресении Лазаря? Какие строки Евангелия автор выделяет и почему?
8. С каким чувством Соня читает Евангелие и разделяет ли Раскольников это чувство? Аргументируйте.
9.* Какой смысл вносит в эпизод сквозной мотив безумия и почему он усиливается автором в сцене разговора после чтения Евангелия?
10.* Отметьте в последнем диалоге эпизода ключевые слова Раскольникова о цели его прихода к Соне. Какие в них есть противоречия и о чем это говорит?
11. Какие мысли и чувства героев в финале эпизода свидетельствуют о том, что они нужны и близки друг другу?
12. В чем смысл параллели между Раскольниковым и Лазарем? Как, по мысли автора, может «воскреснуть» Раскольников? Когда такое «воскресение» произойдет? Какую художественную роль играет в этом деталь – «Лизаветино» Евангелие? Сделайте вывод о роли эпизода.
* Задания повышенной трудности
Роль эпизода бала в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»
1. Отметьте своеобразие чеховской драматургии, наличие подтекста, необычность определения автором жанра пьесы «Вишневый сад».
2. Сформируйте тезис о месте и кульминационной роли эпизода бала в произведении.
3. 3 действие – кульминация пьесы, аукцион по продаже вишневого сада. Что происходит в это время в имении?
4. Прочитайте ремарку, которой открывается действие. Какова художественная функция образа еврейского оркестра? Как заданы два мотива, которые будут звучать (один явно, другой в подтексте) на протяжении всего действия: беспечное веселье – тревога?
5. В начале эпизода в диалоге Трофимова и Пищика звучит тема безденежья. Как она соотносится с темой продажи вишневого сада? Что придает сцене трагикомический характер?
6. Какой характер носит всеобщее веселье:
а) беспечный, раскованный, непринужденный;
б) принужденный, деланный, искусственный;
в) какой-то еще?
7. Кто и каким образом ведет на фоне всеобщего веселья тему торгов? Какую роль в этом играет диалог Раневской и Трофимова о продаже имения? В чем трагизм и комизм этой сцены?
8. В авторской ремарке упоминается о чтении поэмы А. Толстого «Грешница» начальником станции. В какой момент действия это происходит? Каков подтекст этой сцены?
9. Что говорит Фирс, сравнивая прежние и нынешние балы? Какой мотив звучит в его словах? Как он соотносится с главной темой?
10. Какая сцена предшествует появлению Лопахина? В чем ее комизм?
11. Как появляется Лопахин? Почему не говорит сразу о главном:
а) волнуется;
б) оттягивает момент, чтобы насладиться эффектом (см. авторскую ремарку)?
12. Прокомментируйте ремарку о появлении Гаева, сравните с его дальнейшим поведением в этой сцене.
13. Как раскрывается характер Лопахина в его ключевом монологе в финале действия? Обратите внимание на ремарки.
14. Какой предстает судьба вишневого сада? Почему главное – аукцион – вынесено за скобки?
15. Прокомментируйте финальный монолог Ани. Как вела себя Аня на протяжении всего вечера? Как вы объясните смысл и пафос ее заключительных слов, обращенных к матери? Подведите итог рассуждению.
16. Каково отношение к вишневому саду разных героев? В чем символика этого образа?