Роль эпизода чтения Евангелия в романе Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание»

1. Расскажите о религиозно-нравственном аспекте мировоззрения Достоевского, нашедшем отражение в проблематике романа и в данном эпизоде.

2. Сформулируйте тезис о ключевой роли эпизода для понимания идейного содержания романа, учитывая место эпизода, кульминационный характер изображенного события, символический смысл евангельской параллели.

3. Расскажите, опираясь на текст предыдущих глав, о той внутренней борьбе, которая происходит в Раскольникове и приводит его к Соне.

4. В этом эпизоде мы впервые видим Соню в ее комнате. Какую роль отводит автор интерьеру? Какой символический смысл в том, что Соня встречает Раскольникова со свечой в руке?

5. Как характеризуют Соню ее монологи о Катерине Ивановне, о детях? Что помогает ей выживать в нечеловеческих условиях?

6. Каково отношение Раскольникова к Сониному «великому страданию»? Что он думает о том, как позор и низость в ней со «святыми чувствами» совмещаются?

7. Как вводится в эпизод сцена чтения Евангелия? Какое воспоминание, возможно, подсказывает Раскольникову прочитать именно о Лазаре? В чем суть евангельского сюжета о воскресении Лазаря? Какие строки Евангелия автор выделяет и почему?

8. С каким чувством Соня читает Евангелие и разделяет ли Раскольников это чувство? Аргументируйте.

9.* Какой смысл вносит в эпизод сквозной мотив безумия и почему он усиливается автором в сцене разговора после чтения Евангелия?

10.* Отметьте в последнем диалоге эпизода ключевые слова Раскольникова о цели его прихода к Соне. Какие в них есть противоречия и о чем это говорит?

11. Какие мысли и чувства героев в финале эпизода свидетельствуют о том, что они нужны и близки друг другу?

12. В чем смысл параллели между Раскольниковым и Лазарем? Как, по мысли автора, может «воскреснуть» Раскольников? Когда такое «воскресение» произойдет? Какую художественную роль играет в этом деталь – «Лизаветино» Евангелие? Сделайте вывод о роли эпизода.

* Задания повышенной трудности

Роль эпизода бала в комедии А.П. Чехова «Вишневый сад»

1. Отметьте своеобразие чеховской драматургии, наличие подтекста, необычность определения автором жанра пьесы «Вишневый сад».

2. Сформируйте тезис о месте и кульминационной роли эпизода бала в произведении.

3. 3 действие – кульминация пьесы, аукцион по продаже вишневого сада. Что происходит в это время в имении?

4. Прочитайте ремарку, которой открывается действие. Какова художественная функция образа еврейского оркестра? Как заданы два мотива, которые будут звучать (один явно, другой в подтексте) на протяжении всего действия: беспечное веселье – тревога?

5. В начале эпизода в диалоге Трофимова и Пищика звучит тема безденежья. Как она соотносится с темой продажи вишневого сада? Что придает сцене трагикомический характер?

6. Какой характер носит всеобщее веселье:

а) беспечный, раскованный, непринужденный;

б) принужденный, деланный, искусственный;

в) какой-то еще?

7. Кто и каким образом ведет на фоне всеобщего веселья тему торгов? Какую роль в этом играет диалог Раневской и Трофимова о продаже имения? В чем трагизм и комизм этой сцены?

8. В авторской ремарке упоминается о чтении поэмы А. Толстого «Грешница» начальником станции. В какой момент действия это происходит? Каков подтекст этой сцены?

9. Что говорит Фирс, сравнивая прежние и нынешние балы? Какой мотив звучит в его словах? Как он соотносится с главной темой?

10. Какая сцена предшествует появлению Лопахина? В чем ее комизм?

11. Как появляется Лопахин? Почему не говорит сразу о главном:

а) волнуется;

б) оттягивает момент, чтобы насладиться эффектом (см. авторскую ремарку)?

12. Прокомментируйте ремарку о появлении Гаева, сравните с его дальнейшим поведением в этой сцене.

13. Как раскрывается характер Лопахина в его ключевом монологе в финале действия? Обратите внимание на ремарки.

14. Какой предстает судьба вишневого сада? Почему главное – аукцион – вынесено за скобки?

15. Прокомментируйте финальный монолог Ани. Как вела себя Аня на протяжении всего вечера? Как вы объясните смысл и пафос ее заключительных слов, обращенных к матери? Подведите итог рассуждению.

16. Каково отношение к вишневому саду разных героев? В чем символика этого образа?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: