Эпизод «В варьете»

В 12 главе «Мастера и Маргариты» происходит первое явление Воланда широкому кругу людей в его подлинном виде - в виде чародея и властителя. Здесь главным образом показано взаимодействие Воланда и его свиты с толпой.

Рассматриваемому эпизоду предшествует небольшое вступление, пролог. Перед тем как главный гость программы, ради которого народ пришёл на представление, предстанет перед зрителями, на сцену обычно выходят маленькие, незначительные актёры. Это делается для того, чтобы «разогреть» публику, разжечь её нетерпение. Так же поступает и Булгаков со своими персонажами. Подобно посетителям варьете, мы с интересом ждем главного героя вечера профессора Воланда. Однако перед нами вначале предстают незатейливые актёры с их заурядными трюками, по которым мы можем судить о предшествовавших главному номерах: «маленький человек в дырявом желтом котелке и с грушевидным малиновым носом», - малютка лет восьми со старческим лицом. В этом коротком представлении нет ничего необычного. Зрителям оно нравится, но не представляется чем-то сверхъестественным. Они аплодируют не из-за того, что потрясены до глубины души, а просто выступление их радует и забавляет.

Ничего подобного нельзя сказать о главном участнике увеселительного представления. Само появление загадочного гастролера сопровождается рядом странных событий, таких, как исчезновение людей и отключение телефонов. Однако необычны не столько события, сколько реакция на них финдиректора варьете Римского. Сам не зная почему, он впадает в шок от довольно простых событий и, мучимый странными предчувствиями, становится «совсем мрачнее тучи».

Появление знаменитости нисколько не рассеивает загадочной и напряженной обстановки, нагнетенной автором. Странное одеяние и черная полумаска создают впечатление чего-то таинственного и необъяснимого. Два спутника мага, наоборот, стараются как можно ярче показать свою сущность и похвастаться своими магическими талантами.

Действие переносится на сцену. Здесь появляется новое для нас и немаловажное действующее лицо-«хорошо знакомый всей Москве конферансье Жорж Бенгальский».

Жорж воспринимает выступление Воланда и его свиты типично по-советски, как серию ловких трюков. Считая себя очень проницательным и значительно умнее зрителей, он усердно, по шаблону, и поэтому как-то особенно глупо и пошло «комментирует» разворачивающееся действие. Он циничен и считает себя настолько любимым публикой, что позволяет себе нести «ахинею» и отпускать шуточки, смешные только для него самого. Даже его имя и фамилия (которые, скорее всего, являются псевдонимом) звучат напыщенно и пошло. Между ним и артистами завязывается конфликт.

Итак, маг на сцене. Самое начало его появления сопровождается чудом - появлением кресла из воздуха. Однако, несмотря на удивление толпы, сами выступающие не трактуют происшедшее как фокус. Для них это - осуществление обычного дела, такого как, например, штучки Фагота с часами финспектора или поведение кота как живого человека. Следует заметить, что вся компания вообще не воспринимает всё содеянное ей далее на сцене как представление или потеху для зрителей.

Наоборот, похоже, что они пришли сюда, чтобы посмотреть на представление, зрелище, увидеть нечто новое. Сам Воланд вообще не участвует в представлении. Он только созерцает и отдает приказания. Это также доказывает, что он присутствует здесь в качестве зрителя. Маг говорит: «...меня, конечно, не столько интересуют автобусы, телефоны... сколько гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

Итак, Воланд хочет испытать, изучить современного человека, прикрыв это маской обычного представления. Каким же образом он собирается устроить это? Конечно, путём искушения человека. Сначала Коровьев и Бегемот показывают «простенький» фокус с картами, который переходит постепенно в главное - денежный дождь как испытание людей богатством.

Деньги всегда имели власть над людьми. Деньги давали власть им самим. Стремясь к ней, а значит и к деньгам, люди были способны на любое безрассудство. Воланд решил проверить, насколько изменились люди в этом плане. Кутерьма и неразбериха, последовавшие за денежным дождём, подтвердили предположения Воланда о человеческом безрассудстве. «…Артисты без церемонии начали высовываться из кулис», «В бельэтаже послышался голос: «Ты чего хватаешь? Это моя! Ко мне летела!» и другой голос: «Да ты не толкайся, а то я тебя сам так толкану!» И вдруг послышалась плюха». Также были последствия обладания неожиданными деньгами: «Двое молодых людей, обменявшись многозначительным и веселым взглядом, снялись с мест и прямёхонько направились в буфет». В следующий момент автор опять обращает взгляд читателей на позабытого в общей суете конферансье. Конфликт, зародившийся между Бенгальским и артистами, близился к своему пику. Происшедшее полностью противоречило общепринятому мнению, а значит, и мнению Бенгальского о чудесах. Он предпринимает последнюю слабую попытку объяснить то, что произошло, ловкостью «фокусников».

Когда Жорж неверно трактовал слова князя тьмы, его слуги просто высмеивали глупого конферансье. Однако когда он осмелился сравнить их чудесные деяния с «чисто научным опытом, добавив, что «чудес и магии не существует», терпение иностранных гостей иссякло. Конфликт между этими лицами вовсе не является конфликтом как борьбой равных. Троица на сцене подобна компании взрослых людей, которые долго терпели глупую болтовню неразумного и избалованного ребёнка - Бенгальского. Недаром в его внешней характеристике присутствуют эпитеты: «весёлый как дитя», «младенческая улыбка» и др. Наконец чародеям надоедают самоуверенные реплики конферансье. Они лишают его головы, причём делают это с такой же лёгкостью, с какой взрослые ставят в угол малыша. Однако, как заметил позже Воланд, в сердцах зрителей наряду с жадностью просыпается милосердие, и они начинают просить за Жоржа. Так дети начинают просить за товарища, которого наказали и на которого они злились и ябедничали перед этим.

Сцена с отрыванием головы является кульминацией эпизода. После неё Воланд делает своё окончательное заключение о том, что современные люди мало чем отличаются от своих предшественников.

Затем хозяин кота и Коровьева исчезает. Таким образом, обстановка несколько утрачивает атмосферу таинственности и волшебства. Помощники же Воланда продолжают развлекаться, испытывая народ роскошью.

Если раньше автор показывал в частности, реакцию мужчин на неожиданное богатство, то теперь он уделяет внимание женщинам. Открытие дамского магазина вызвало большое оживление. Желание женщин быть счастливыми обладательницами роскошных нарядов и, соответственно, стать ещё прекраснее, было по своей сути ещё более безумное и сумасбродное. В конце они уже хватали что придется, лишь бы что-нибудь заполучить. Этим номером слуги тьмы хотели заставить людей взглянуть на себя и свою неумеренность со стороны. Вспомним, какова была расплата милых дам за жадность: одежда растворилась, словно дым.

Ярким финалом выступления троицы и концовкой эпизода стал скандал, разразившийся в ложе Аркадия Аполлоновича Семплеярова и последовавшие за ним «столпотворение вавилонское» и неразбериха.

В 12 главе «Мастера и Маргариты» Воланд со своей свитой не просто является перед народом. Он, конечно, демонстрирует своё могущество людям. Однако князь тьмы также оценивает их душевные качества, делая весьма неутешительные выводы.

Читать эти страницы и весело и грустно. Булгаков блестяще владеет пером и делает зримыми, осязаемыми персонажей. Пошлость, глупая доверчивость, жадность, невоспитанность уживаются в людях с чистыми душевными порывами. Смотришь на булгаковских москвичей «в массе» и невольно задумываешься о нас нынешних. Изменились ли москвичи внутренне?




double arrow
Сейчас читают про: