Задание. Проследите логическую связь между частями сочинения и отметьте, если она отсутствует

Проследите логическую связь между частями сочинения и отметьте, если она отсутствует.

Роль эпизода «Пьяная ночь» в поэме Н.А. Некрасова
«Кому на Руси жить хорошо»

Произведение "Кому на Руси жить хорошо" недаром названо "поэмой-эпопеей". В нем с новой неожиданной глубиной показана жизнь простого народа во всех ее темных и светлых проявлениях, показаны истоки народного горя и народного счастья.

Очень яркой, колоритной, красочной картиной является эпизод пьяной ночи. В основе композиции главы лежит антитеза: в первойеечасти представлена картина пьяного разгула, наблюдаемая путешественниками, а в другой – монолог Якима Нагого, в котором он рассказывает о трудовой жизни крестьян.

В первой части противопоставления автор использует множество различных штрихов, которые создают обширную красочную мозаику. Часто это приемы, характерные для устного народного творчества, но отличающиеся от него отсутствием устойчивых оборотов, постоянных эпитетов. Это и метафорическая пейзажная зарисовка «вышла в небо темное луна уж пишет грамоту Господь червонным золотом По синему по бархату…» и метафорическое сравнение "дороги стоголосой" с "морем синим", и юмористическое сравнение: "народ идет и падает, как будто из-за валиков картечью неприятели палят по мужикам!.." Автор использует словесный ряд, усиливающий выразительность картины: "ползли, летели, ехали, барахталися пьяные". Некрасов активно вводит в художественный текст прямую речь. Это и случайные возгласы типа "Эй! С возу куль упал!" и "Побожись народу", и намеки на социальное неблагополучие: "Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана" - о крестьянской реформе, и целые диалоги. В них слышна и высокая нравственность народа, например, совет "не ходить" в Питер, где "такие есть чиновники, ты день у них кухаркою, а ночь у них сударкою", и его грубость, граничащая с развратом: "Эй, парень, парень глупенький. Оборванный, паршивенький. Эй, полюби меня! "В репликах этих чувствуется и талант народа, умение его говорить образно, красочно, использовать в простой речи изобразительно-выразительные средства: "Не веретенце, друг! Вот то, чем больше вертится, пузатее становится..!" И тут же, между прочим, один крестьянин сообщает: "Там впереди крестьянина убили". Есть в сцене и комические моменты – например, парень, который хоронит свою поддевку, или борющиеся мужики. Есть и элемент поэзии крестьянской жизни – например, роща, к которой направляются парочки:" Та роща манит всякого, в той роще голосистые соловушки поют...", и совсем низкобытовые штрихи: "Все чаще попадаются избитые, ползущие, лежащие пластом..."Везде слышится" шальная, непотребная" ругань – и тут же крестьяне делятся с Веретенниковым лучшими достижениями народного творчества – песнями, пословицами, прибаутками. Словом, все крайности совмещает в себе русский человек. "Умны крестьяне русские, одно нехорошо, что пьют до одурения", - говорит Веретенников, высказывая вслух ту мысль, которая, наверное, созревает и в мозгу читателя.

Тут с земли встает" пьяненький мужик", который "против барина лежал на животе", и начинает по всем правилам ораторского искусства, да еще с собственным, вахлацким колоритом, горячо и убедительно бросать на чашу весов аргументы против. Этот герой, Яким Нагой, несет во многом резонерские функции; одной из целей, которую ставил перед собой Некрасов во время написания этой поэмы, было "влюбить" (К. Чуковский) прогрессивную русскую молодежь в крестьянина-землепашца, заставить поверить в его силу. Яким Нагой – собирательный образ русского крестьянина, в котором воплотилось представление Некрасова о русском мужике – не терпеливом, а способным на протест, крестьянине-труженике, носителе красоты и добра. Крестьянин прошел через все мытарства, душа у него «что туча черная», но любовь к прекрасному в нем жива. Когда крестьяне, рассказав Веретенникову об истории с картинками, произошедшей с Якимом, спрашивают, повесил ли он их в новую избу, он отвечает коротко: "Повесил – есть и новые", как бы сам стыдясь своего чувства. В черновом варианте поэмы речь Якима была вложена в уста фабричного работника-молодца с "зычным голосом", "соколиным взором" и "льняными кудрями". Позднее, однако, Некрасов в корне изменил этот замысел; появляется образ Якима-землепашца, самого похожего на землю: "шея бурая, как пласт, сохой отрезанный, кирпичное лицо, рука – кора древесная, а волосы – песок". Это придает обобщенный характер образу Якима; он не какой-то выдающийся, "первый парень на деревне," а один из тысяч таких же. Родство образа Якима с землей подчеркнуто еще таким сравнением: "А смерть придет Якимушке – как ком земли отвалится. Что на сохе прирос..." Эти строки вызывают аллюзию со стихотворением Анны Ахматовой "Родная земля". "Но ложимся в нее, и становимся ею. Оттого и зовем так свободно – своею". По пафосу, эмоциональной окраске оно созвучно с образом Якима: глубоко патриотичным, одухотворенным, но не лишенным иронических интонаций. Яким окружен совсем не героическим ореолом, а скорее ореолом авторского сочувствия.

Этот образ – один из центральных в поэме. В нем соединены и черты богатыря-хлебороба, сознающего свое положение и свой гражданский долг, наделенного чуткой ко всему прекрасному душой, талантливого и умного. В его уста вкладывает Некрасов строки:

Люди мы великие

В работе и в гульбе, - являющиеся его собственным горячим убеждением.

Некрасов не изменяет себе в этой главе: доведя пафос повествования до таких высоких нот, он заканчивает житейскими строками: "Им крепко захотелося скорей попасть домой..."

Рассмотрев этот небольшой эпизод, получаешь представление обо всей поэме. Обладая, несомненно, ярко выраженным злободневным содержанием, она далеко выходитза рамки политического памфлета. Идейность Некрасов мастерски сочетает с высокохудожественной формой; поэма в первую очередь доставляет наслаждение богатством и красотой слога, и уже во вторую очередь будит мысль. Словом, поэму "Кому на Руси жить хорошо" можно с уверенностью назвать прекрасным художественным произведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: