География и регионоведение

Регионоведение как научное направление и учебная дисциплина находится на стыке географии, регионалистики и целой системы смежных наук: экономики, социологии, биологии, медицины, геологии и др. Оно, синтезируя научные знания, вырабатывает собственные идеи, теории, концепции, постулаты. Сегодня Рег-е актуально. Позволяет исследовать регион и механизмы управления регионов. Предмет познания -регионы выступают как сложные системные образования. Регионы могут быть территориально-структурными частями стран (например, Уральский), а могут охватывать территорию нескольких государств (Аз-ТО и др.). В содержательном плане предмет изучения - регион хар-ся очень сложным внутр строением, типичным для интегральных геосистем. Он включает абиотические, биотические, тех, эк, социальные, культурные, дух и др геосистемы. Для целостного и более глубокого восприятия всей совокупности тер-ых элементов их традиционно объединяют в блоки: природно-экол, соц-дем, эк, инфраструктурный, культурно-дух, политико-управленческий и др. Все блоки целеориентируются на территориальную общность людей (ТОЛ).

Интегральные регионы изучают с позиций разных наук, с привлечением методов и подходов. Так, с эк позиций изучается рег. экономика, с соц позиций – рег. социология, с экол позиций – рег. экология, с юр позиций – рег. правоведение и др. Наиболее комплексное иссл-ие интегральных тер-ий осуществляется с позиций геогр.регионоведения.

В геогр регионоведении основное внимание уделяется ЖД населения, поэтому в центр познания выдвигается человек, ТОЛ. Повседневная пространственная ЖД человека обычно замыкается в триаде: труд - быт -отдых. Поэтому изучение ЖД людей охватывает производственную, бытовую, рекреационную, соц, пол. и др. сферы. Существенный вклад в развитие регионоведения внесли В.А. Татищев,, К.И. Арсеньев, Семеновы-Тян-Шанские, Д.И. Менделеев, н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, Ю.Г. Саушкин, A.M. Колотиевский, A.T. Агафонов, И.Г. фон Тюнен, А. Вебер, А. Леш, В. Кристаллер, У. Айзард и др.

С научных позиций наиболее важным является раскрытие процессов регионообразования. В первую очередь необходимо выявить факторы регионализма, среди которых: природная среда, соц-эк пространство, этногенез, экистические и дем особенности, пол и культурно-ист проявления.

Образование регионов начинается с разнообразной деят-ти людей, которая проявляется в двух аспектах -производственном и потребительском. Производственная деят-ть населения выступает материальной основой и важным базисом форм-я СЭ регионов. Потребительская деят-ть ведет к образованию тер-х рынков и становится консолидирующей силой всех сторон человеческого бытия. Основой регионообразования является тер-ое разделение и интеграция труда, услуг, культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: