Возражение пятое

В конце своей статьи Корб и Оливер намекают на пятое возражение: что мы не должны считать себя случайной выборкой из человеческого вида (или человеческого вида плюс наших интеллектуальных потомков-роботов) потому что имеется систематическая корреляция между нашей генетической конструкцией и нашей персональной идентичностью.

«… идея о том, что некто однородно-случайным образом выбран из всей популяции является уловкой. Тела, которыми мы являемся, и от которых произошли, имеют почти фиксированную позицию в эволюционном порядке; например, исходя из того, что мы знаем об эволюции, глупо предполагать, что чья-либо ДНК может предшествовать ДНК его или её предков». (p. 408)

Сторонник DA согласится со всем этим. Но даже если точный порядок рождения всех людей может быть выведен из списка их геномов, единственная вещь, которую это покажет, это то, что мы нашли ещё один путь определения чьего-либо ранга рождения. В дополнение к обычному пути – наблюдению того, какой сейчас год и объединению этого знания с данными о числе людей в популяции в прошлом – мы получим ещё один метод вычисления того же самого: путём анализирования чьего-либо ДНК и сверки с таблицей, связывающей ДНК с рангом рождения.

Тоже самое верно для других возможных корреляций. Например, тот факт, что я ношу контактные линзы, отражает тот факт, что я живу после 1900 A.D. Это даёт мне способ оценить мой ранг рождения – проверить, имею ли я контактные линзы, и, если я имею, придти к заключению, что год 1900-ый уже прошёл; сравнение этой информации с данными о популяции в прошлом даст мне мой ранг рождения. Но ни одна из таких корреляций не даёт вам ничего нового, если вы нашли по крайней мере один способ определить свой ранг рождения.

Отказ рассматривать себя в качестве случайного экземпляра из некой группы только потому, что ваши гены определяют, что вы имеете конкретный номер в этой группе, ведёт к неубедительным следствиям, как показывает следующий мысленный эксперимент Джона Лесли:

«Был предложен твёрдый план: выращивать людей двумя группами: в первую группе будет три человека одного пола, во второй – пять тысяч другого пола. План подразумевал выращивание первой группы в течении одного столетия. Много столетий спустя могут быть выращены 5 тысяч людей другого пола. Предположим, что вы узнали, что вы – один из людей в этом вопросе. Вы не знаете, сколько столетий подразумевал план, но вы знаете, что вы – женщина. Вы можете вполне разумно заключить, что большая группа тоже состоит из женщин, почти наверняка. Если это рассуждение принято всеми участниками эксперимента, то стратегия делать ставку на то, что большая группа существ того же пола, что и вы, приведёт к пяти тысячам попаданий и только трём провалам. … Вы не должны говорить: «Мои гены – женские, следовательно, я должен обнаруживать себя женщиной, не зависимо от того, является ли группа женщин малой или большой. Поэтому у меня нет никаких определённых причин считать, что она большая».» (Leslie 1996, pp. 222-23)

Если бы каждые пришёл к выводу, что некто не должен считать себя в качестве случайного экземпляра по причине своих генов, мы бы закончили со средним (5000+3) / 2 = 2501,5 победителей и равным числом проигравших. По методике сторонников DA было бы в среднем 5000 победителей и только 3 проигравших. Так что, по крайней мере, в этом случае методология DA является более эффективной. Это показывает, что вопреки предположению Возражения Пять, люди могут принадлежать к одному и тому же референтному классу, даже если они имеют разные гены – в действительности, даже если их гены настолько различны, как в случае людей разных полов.

(Как я уже упоминал раньше, я полагаю, что для сторонника DA является проблемой то, как и в каком смысле вы можете считать себя случайной выборкой и из какого класса вы должны полагать себя выбранным. Мысленные эксперименты Лесли показывают, что правильно считать себя выбранным случайно из некого правильно выбранного референтного класса, который содержит людей с неидентичными геномами. Однако множество различных определений референтных классов – то есть всех людей в эксперименте, все людей вообще, всех мыслящих существ, всех возможных мыслящих существ – будут соответствовать этому конкретному мысленному эксперименту. Таким образом, общая проблема о том, как выбирать референтный класс – сохраняется.)

Вывод: Это верно, что есть систематическая корреляция между нашей генетической конструкцией и нашим рангом рождения. Наличие такой корреляции даёт нам альтернативный (хотя и не практичный) способ установить свой ранг рождения, но оно не влияет на очевидные отношения между наличием определённого ранга рождения и гипотезами о человеческом будущем. Так что вы имеете законные основания считать себя в некотором смысле случайным образом выбранным из группы людей, даже в том случае, если у людей разные гены, что показано в мысленном эксперименте Джона Лесли (которое Корб и Оливер, к сожалению, не пытаются критиковать или обсуждать). Таким образом, пятое возражение оказывается неспособным опровергнуть DA.

Литература:

Bartha, P. and Hitchcock C. 1998: "No One Knows the Date of the Hour: An Unorthodox Application of Rev. Bayes’ Theorem". Paper presented at the Sixteenth Biennial Meeting of the Philosophy of Science Association.

Bostrom, N. 1997: "Investigations into the Doomsday Argument". Manuscript at http://www.anthropic-principle.com/preprints.html.

Delahaye, J-P. 1996: "Reserche de modèles pour l’argument de l’Apocalypse de Carter-Leslie". Unpublished manuscript.

Dieks, D. 1992: "Doomsday – Or: the Dangers of Statistics". Philosophical Quaterly, 42 (166), pp. 78-84.

Eckhardt, W. 1997: "A Shooting-Room view of Doomsday". Journal of Philosophy, Vol. XCIV, No. 5, pp. 244-259.

Kopf, T., Krtous, P, and Page, D. N. 1994: "Too Soon for Doom Gloom?". Physics Preprints Archive, gr-qc/9407002.

Korb, K. and Oliver, J. 1998: "A Refutation of the Doomsday Argument". Mind, Vol. 107, No. 426, pp. 403-410.

Leslie, J. 1996: The End of the World: The Ethics and Science of Human Extinction. London: Routledge.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: