Тема 10. Неклассический этап развития науки. Открытия, которые были сделаны в науке на рубеже XIX – XX вв

Открытия, которые были сделаны в науке на рубеже XIX – XX вв. (например, было установлено, что атом не является мельчайшей частицей, что он в свою очередь имеет сложную структуру), привели к научной революции в естествознании, в ходе которой был осуществлен переход к неклассической науке. В 1900 году М. Планк ввел понятие «квант действия». Это событие поставило перед философами и физиками проблему совмещения двух представлений о материи. С одной стороны, материя рассматривалась как нечто абсолютно непрерывное. С другой стороны, было очевидно, что она состоит из дискретных частиц.

Ощутимый удар по классическому естествознания был нанесен А. Эйнштейном, который в 1905 году создал специальную, а в 1916 году общую теорию относительности. В рамках этой теории утверждается, что пространство, время неразрывно связаны с материей и друг с другом.

В 1924 г. было сделано еще одно крупное открытие. Французский физик Луи де Бройль высказал гипотезу о том. Что частице материи присущи свойства и волны (непрерывность), и дискретность (квантовость). Таким образом, был открыт важнейший закон природы, согласно которому все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами.

Один из создателей квантовой механики, немецкий физик В. Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей (1927). Этот принцип устанавливает невозможность одновременно точного определения координаты микрообъекта и его импульса. Этот принцип стал фундаментальным принципом квантовой механики.

Основные философско-методологические выводы:

1. Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук. Необходимо было дать философское обоснование важнейшим открытиям в области естествознания и на этой основе разработать новую картину мира.

2. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения.

3. Укрепление и расширение идеи единства природы, повышение роли целостного и субстанционального подходов.

4. Формирование нового образа детерминизма. Введение нового понимания причинности на основе признания существования статистических закономерностей.

5. Глубокое внедрение в естествознание противоречия как существенной характеристики его объектов, как принципа их познания. Принцип дополнительности Н. Бора: для полного описания квантово-механических явлений следует применять два взаимоисключающих набора классических понятий.

6. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим.

7. Кардинальное изменение стиля мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке.

8. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории.

Таким образом, были сформулированные основные положения неклассической науки, неклассической картины мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: