Методические рекомендации преподавателЮ

Предмет «Философия и методология истории» тесно взаимосвязан с конкретно историческими дисциплинами, а также с курсами «Историография» и «Источниковедение». Поэтому в ходе преподавания следует акцентировать внимание на межпредметных и междисциплинарных связях теоретических аспектов, затронутых студентами при изучении конкретной истории стран Востока и Запада, а также на преемственности осмысления истории на разных этапах исторического развития.

Очень важно очертить содержательные и хронологические рамки данного предмета. Мы полагаем, что учебный курс по философии истории должен базироваться на широко распространенной в исторической науке периодизации, которая начинает отсчет самостоятельного существования дисциплины с конца 18 – начала 19 веков. При этом студентам следует указывать на условность данной границы поскольку философско- историческая методологическая проблематика безусловно обнаруживается и в сочинениях мыслителей древности и средневековья. Однако там, она не имела самостоятельного значения и была интегрирована в ткань общефилософских и общенаучных размышлений. Что касается содержательных рамок предмета философии и методологии истории, то они заданы сложившейся европейской традицией. В центре внимания те проблемы, которые определяли основное направление в осмыслении истории как процесса и истории как особой формы познания. Основное внимание уделяется анализу содержания наиболее значимых концепций истории и особенностям философско-исторических и гносеологических подходов ведущих исторических школ.

При выборе форм преподавания материала следует ориентироваться на то, что не менее половины программы следует преподавать в виде лекций. Для лекционного материала целесообразнее выбирать концептуальный и проблемный материал.

В разделе философия истории речь идет о таких сюжетных линиях, как:

· Специфика исторической реальности и исторического процесса,

· Основные этапы и направления развития философско-исторической мысли;

· Проблема единства и многообразия исторического процесса;

· Сочетание событийности и процессуальности в истории.

· и др.

В разделе методология истории речь идет о таких сюжетных линиях, как:

· предмет и основные этапы развития методологии истории, важнейшие процессы и проблемы в развитии исторической науки;

· основные этапы и направления развития западной и отечественной методологии истории;

· направленность и специфика методологических поисков ведущих школ исторической науки современности.

· и др.

Лекционное изучение данных вопросов позволит студентам освоить базовые понятия курса, поможет им сформировать теоретико-методологические ориентиры при изучении философско-исторического и методологического материала. Что касается концептуальных моделей истории, то на лекционное изучение следует выносить только те, которые имели значимость для развития понимания исторического процесса (гегелевская, марксистская, цивилизационная, постиндустриальная, постмодернистская, синергетическая и др. концепции истории).

На семинарские занятия выносятся такие аспекты программы, как:

· смысл истории в различных концепциях;

· особенности развития философии и методологии истории в России;

· специфика и основные виды методов исторических исследований и навыки работы с ними;

Выбор этих направлений обусловлен необходимостью привить студентам практические навыки философско-исторического и методологического анализа. Каждая тема опирается на комплекс опубликованных философских текстов, рекомендованных студенту. Часть этих материалов взята из Интернета. Преподаватель поощряет поиск источников в Сети. В ходе изучения философско-исторических материалов преподаватель должен объяснить алгоритм работы с текстами. При изучении тех или иных тем полезно сразу сформулировать гипотезу, которую предстоит либо доказать, либо опровергнуть. Особое внимание уделяется изучению вопросов содержания школьного преподавания философско-исторических вопросов в курсе истории и обществознания. Семинар организуется как научно-педагогический проект. Студенты группируются, и каждая группа получает свое задание по анализу одного из учебников истории для старших классов общеобразовательной школы. Очень важно при этом определить алгоритм анализа. Он должен включать такие аспекты, как соответствие понятийного аппарата учебника системе научных понятий по философии истории, соответствие содержания учебного материала данным современной науки, качество методического сопровождения учебника. В качестве практического итога работы группа готовит учебно-тематический план изучения философско-исторических вопросов в общеобразовательной школе.

· Организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов по данному предмету является способом практического закрепления навыков философско-исторического анализа, углубления осмысления изучаемых проблем.

Самостоятельная работа студентов организуется при помощи графика, который устанавливается преподавателем и контролируется в течение семестра в форме микрозачета.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: